МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]


Страница 2 из 8«123478»
Форум » Армянский язык » Словарные перенимания » Общее о словарных перениманиях (Вопрос ребром от Sur - помогите понять Как?)
Общее о словарных перениманиях
ARSEN01Дата: Среда, 09.10.2013, 19:05 | Сообщение # 16
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Уважаемые ЯВМАР И gayane. Я не являюсь специалистом по языкознанию, а образование инженерно-строительное, и далеко не выдающегося ВУЗа. Мне просто нравится заниматься этим. Главное быть честным к себе, к первоисточникам, к научным направлениям. Не быть зависимым от "...измов","...истик", и разного рода"... логий". gayane джан, я думаю hазар не турецкое слово и кое что по этому слову у меня есть, но ещё не готова статья. На счёт" армяно-русских языковых параллелей и пересечений"- это очень хорошее направление общения на форуме(такого думаю не было). Нужен специалист по русскому языку и хочется чтобы он учавствовал в нашем общении. Вы удивитесь когда узнаете как много общего в армянском и русском языках. Когда нам не говорят правду по истории, лингвистике и т. д., мы должны сами узнать.

Добавлено (08.09.2013, 16:48)
---------------------------------------------
Я не специалист по языкознанию, но считаю , что не боги обжигают кувшины. Раз уж никто,кроме Ревазяна, не хочет так доступно, интересно, обоснованно на доступном языке, раскрывать историю, вне идеологических, научных, политических штампов, то мы сами должны закрывать эти пробелы. Было бы здорово специалисту русского языка нам помочь.gayane, думаю hазар не турецкое слово, скоро представлю маленькую работу по армянским числительным. К стати первым  клинописи расшифровал обычный учитель.

Добавлено (10.09.2013, 17:10)
---------------------------------------------
КОЛ-СУНСокращения:                                   (амш.)-амшенский диалект армянского языка.Кол и Русь-Орда  А. М.Тюрин(лит.)-восточн-армянский литературный язык. Значения русских словс корнем КОЛ взяты из Тюрина.КОЛ-деревянный шест, заострённый с одного конца. КОЛ-фалос.КОЛодец-яма с водой. КОЛода-кусок 
дерева, выдолбленный изнутри, КОЛ-кругляш, КОЛ-оценка
ученика(числительное), КОЛдун=КОЛядун-вызывает хозяев дома для выпрашивания
подарков(электронная славянская энциклопедия). СУНДУК- кубическая форма из
дерева пустая внутри.КОЛОДЕЦ-hор(лит.)-ղուի-ղույի(амш.)=ղуи-ղуйи-(ղ-близокпо звучанию с русской буквой Х-рычащее). В не литературном выражении слово
ФАЛОС в армянском имеет консонанту КЛ как и русское КОЛ. КОЛ( амш.)-яма, водоём,
колодец. Если поставить рядом КОЛ-КОЛОДЕЦ-ФАЛОС и визуализировать, то признаков
роднящих эти обьекты гораздо больше чем разнящих. КОЛ на (амш.)
идентифицируется как СУН(СУР-ОСТРЫЙ). На русском глагол СУНУТЬ(КОХЕЛ-ХОТУШ(ЕЛ)(амш.))
состоит из (амш.) СУН-КОЛ и глагольного окончания УТЬ неопределённой формы.
Явное перенимание, но откуда-куда пока? Эти КОЛ и СУН пересекаются и в
числительных. КОЛ-в русском нулевая оценка творчества школьника и в
вопросительном числительном СКОЛЬКО. В армянском ДЕСЯТКА-ДАСН. СН является
консонантой слова СУН, подтверждая это в числительных КСАН-СОН(амш.)-ДВАДЦАТЬ,
ЕРЕСУН-ТРИДЦАТЬ , КАРАСУН-СОРОК и т. д.. По Ачаряну эти числительные исконно
армянские. СУНДУК-деревяный , кубической формы, пустой-маленький домик.
СУН=КОЛ-из них в архаичные времена строили заборы, укрепления,дома.
Д-идентифицируется в русском алфавите с ДОМОМ тоже самое и в армянском.
ДОМ-ТУН(лит.)-ДУН(амш). УК-уменьшительный звук. СУНДУК-ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМИК.
(Специалиста по изготовлению «КОЛОД» звали «КОЛ-ДУН». В обществе «ЧЕЛОВЕКОВ»
«КОЛДУН» был не просто плотником. По сути, он был и архитектором, и дизайнером
и материаловедом. Нередко в обязанности «КОЛДУНА» входило  изготовление,
ремонт и обслуживание статуй различных божеств.     Процесс обработки «КОЛА» обозначали словами «КОЛОТЬ» или«ОТКАЛЫВАТЬ». Со временем значения слов с корнем «КОЛ» приобрели новые
оттенки.  «СО-КОЛ» - движущийся кусок  дерева. «КОЛЕ-СО» - кусок
дерева двигается. «КОЛЕ-НО» -  кол сломался, «КОЛО-КОЛ» - деревом по
дереву. «КОЛО-ТИТЬ» - по дереву стучать.  «krov-nim.narod.ru/index/0-29»). ДУН(амш.)-ДОМ. Опять словарноепересечение.( Но, конечно, главным оружием культа КОЛ является QILIC – меч. КЫЛЫЧ (КОЛ+ИЧ)– к КОЛуотносящийся.)-Тюрин. ԿԼ ԸՃ(амш.) =КЛИДЖ -МЕЧ. КОЛИЧ-ЗАЖИГАТЕЛЬ(амш.). КЕЛК(амш.)-ПЛАМЯ. КОЛ= КЕЛ-(обакорня имеют отношение к огню).КЕЛК=К-КОЛ(ЯМА)+ЕЛК-ВЫХОД, ВЫЛЕТ, ВЫБРОС. И что
напоминает это явление?. Из огромной ямы вылетает пламя-ВУЛКАН.
ШУНЧ(лит.)-СУНЧ(амш.)=ДЫХАНИЕ. КЛИЧ(русск.)-издавание мощного звука с сильным выдыханием.Снова
СУН рядом с КОЛлом.  ПРИТЧА: Райский Сад
, языковое Поле Чудес. Разные люди собирают слова. Два брата добросовестно
обрели язык и волею судьбы разошлись по свету. 7000 лет спустя на поле брани
сошлись два великана. Занесли мечи над головой, но опустить не смогли. Что то
родное пробежало в глаза и по всему телу. Заговорили, но понять друг друга не
могли. Стали учить друг друга своему языку. И когда выучили, поняли что и до
этого они говорили на одном языке, но 7000 лет разлуки разучили братьев
понимать друг друга. Мораль :все люди братья и родина у них одна –райское поле
языковых чудес. ДЛЯ РАЗДУМИЙ: тиКОЛ(амш)-пороСЁНок.( В армянском ТИ имеет свойства
возвеличивания). Мы hамшенцы,любовно, своих маленьких сынов иногда называем ТИКОЛС-СЫНОК=пороСЁНОК(СЁНОК-СЫНОК).
Снова КОЛ-СУН. выКЛючу свет, что бы уСНуть. Отвлечённое:ИСТОК-ИСТАК(амш.)-
ЧИСТОТАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ(относится к воде). ИСТИНА-ИСКАКАН.

Добавлено (10.09.2013, 17:48)
---------------------------------------------
Простите за не качественную передачу текста. В дальнейшем не повторится. Здесь нет анализа происхождения слов, направлений перениманий, но нам пока и не нужно. Если кто знает сообщите есть ли серьёзные работы по русско армянским языковым связям. Есть ощущение, что эти два языка в самом деле собирали свои слова с одного языкового поля.

Добавлено (24.09.2013, 17:46)
---------------------------------------------
Уважаемая gayane. Мне очень хочется удовлетворить ваш интерес(заодно и свой) к происхождению слов хаш, джаш, лаваш и я постараюсь это сделать
максимально доступно, но поверьте это сложная работа. Начну из далека, и
в  контексте главной темы.АШ очень древний и распространённый корень(слово) во многих языках. Наверняка
есть работы по этимологии этого слова на разных языках , но слава богу я их не
читал(исключение А.Ревазян).  Образованиеновых, близких по звучанию, слов происходит  по мере пополнения словарногозапаса-состава языка(собственные слова и перенимания). Что бы при
появлении   новых слов,близких по звучанию с уже существующими, можно было их различать в
письме,  придумывали новыесимволы(буквы). Всё же не редки случаи близко звучащих слов в армянском: քար(кар)
- камень, կար(кар)-был,  կարելը-գար(гар)(амш.)-шитьё,строчка от шитья, հառ(hар)(амш.)-бодание (хар нашумерском означает БЫК), խառ (хар)-перемешка, գառ(гар)-ягнёнок. Так же в
армянском языке много слов сохранивших свой первозданный консонантный вид: ձայն-ցն(цн)(амш.)-голос; լայն-լն(лн)(амш.)-широкий; սխ(сх)(амш.)-густо,часто; սր(ср)(амш.)-порядочность, способность; ֆստ(фст)- фас; սռտ(срт)(амш.)-бугор, горка, возвышенность; կրտ(крт)(амш.)-детская игра ввойнушки. На hамшенском диалекте глаголы в неопределённой формеоканчиваются на УШ. На шумерском ТУШ-САДИТЬСЯ. НСТУШ(амш.)-САДИТЬСЯ. ЭЛЛИЛЬ имя
шумерского бога. ЭЛЛУШ(амш.)-ВСТАВАТЬ. ЭЛЛИЛ(амш.)=ЭЛЛЕЛ(амш.)- ВСТАВАЙ. В
слове ЭЛ+Л+УШ (ВСТАВАТЬ) спрятались глагольные окончания,  неопределённой формы,  общеармянского языка и hамшенского диалекта.  ԱՇ-оченьраспространённое слово, корень, звук практически на всех языках и очень
архаично. ԱՇ(АШ)-нашумерском имеет несколько значений: 1) АШ-ГАР=ВИД ОРУЖИЯ. 2) АШ-ТРЕБОВАНИЯ.
3)АШ-ОДИН. 4) АШ-ПАУК.  Натурецком:1) aş(аш)-превышать.2)aşi(аше)-вакцинация, прививка(садовая). На hамшенском диалекте:1)АШ-СМОТР.2)АШ-ВАКЦИНАЦИЯ, ПРИВИВКА. НаЭттруском: АШ-БЫТЬ.  Наармянском языке  ԱՉԿ (ачк)означает глаз. В произношении буква Չ-Ч звучит близко к букве Շ-Ш. То, что
АЧК=АШК-ГЛАЗ подтверждает  հамшенскоеслово: АШУШ-СМОТРЕТЬ, АШ=СМОТР…

Добавлено (25.09.2013, 14:21)
---------------------------------------------
АШ равно как и АР в разных языках несёт в себесокральный смысл. Если рассматривать два этих корня через призму hамшенского диалекта,появляется ощущение их близкородственности. Уртрированно я бы назвал их
двоюродными братьями. В hамшенском есть универсальный глагол ընիչ(амш.)=ընող(амш)-շինող(лит.)=делатель,производитель. Зачастую ընիչпереходит в իչ,образуя новое слово.  Практически в конце почти любого
существительного этот(производитель) придаёт слову значение (делателя). քայդիչ-камнебросатель(древняя
военная профессия),ուտիչ-едок(кушатель).Ա-А  (по Геруни) -жизнь,человек, первый. АШ (на шумерском)-один. АРТИ-один на мнгрельском. Некое родство
появилось. ԱՇ+ԻՉ=ԱՉԻՉ-смотритель или оптический прибор. ԱՇ ԸՆԻՉ-прибор для
вакцинации(скальпель), и прибор для окулировки в садоводстве(нож садовый).
КРИЧ-ручка, писатель происходят от слова КАР и это большая тема для
размышлений.----------------

Добавлено (25.09.2013, 17:48)
---------------------------------------------
Обязательно нужно прочитать "Макарац" Ревазяна о значении паука в именах царей. АШШУР- паук ура, САРДАР-паук   божественный. АШ+УР(шум.)-один+корень=первый в роду=ПРЕДВОДИТЕЛЬ, АР+АР-арачи армад=первый в роду=ПРЕД-ВОДИТЕЛЬ. АШ+АР(шум.)-храм, место жертвоприношений, hАШАР(амш)-изгнание, пугание(насилие). АШ(?)+ШУР(арм.)-первый+движение=ПРЕДВОДИТЕЛЬ, АР+АРИЧ-творец, создатель=ПРЕДВОДИТЕЛЬ. На турецком АШАР-ПОВРЕЖДЕНИЕ, но это очевидное перенимание. Можно привести ещё не мало примеров родства АШ и АР. АШХАР-МИР=АШ(шум.)-один, ХАР-смесь=единая смесь=единосмешение=ЕДИНСТВО. ЗАРАР(амш.)=вред. В hамшенских словах буквы С и З в многих случаях придают свойства приближения, понижения, противопоставления. АР(амш.)-стыд, ЗАР(амш.)-плева девственная, мембрана, АР(амш.)-возьми. ЗАРАР=ВРЕД=ЧЕСТЬ ВЗЯТЬ=НАСИЛИЕ. Символом АШ является крылатый солнечный диск, символом бога АР является солнце. После этого можно считать, что АШ и АР родные братья(образно). Можно, но бывает более высокий уровень родства...

Добавлено (25.09.2013, 20:22)
---------------------------------------------
Поплаваем в безбрежном море армянского языка. МАРД-МАШТ(амш.)-человек, мужчина, муж. КАРДАЛ-ГАШТУШ(амш.)-читать. КЕРТЕЛ-КЕШТУШ-освежевать и т. д..Внутриязыковые переходы в армянских диалектах довольно распространён-ные явления, но... Здесь мы наблюдаем довольно устойчивое явление. Может это многотысячелетняя память. Теперь мы, наверное, можем сказать, что АШ и АР не родные братья, а братья-близнецы, но как и у людей имена разные. Теперь можно и пенку снять. ВОРОЦМН ЕС-ИЗ КАКИХ БУДЕШЬ обычно спрашивают у незнакомого молодого человека:Уста Маштакин дхан им. ИНЧОЦУ ЕС-ФАМИЛИЕ ТВОЁ. ВОР  ОЦ, ИНЧ  ОЦ, МАШТОЦ-ВЕЛИКИЙ. К стати есть подозрение , что имя МАШТАК(амш.) брат-близнец имени МАРДУК...

Добавлено (26.09.2013, 21:00)
---------------------------------------------
АШ и АР универсальные корни, учавствующие  в словобразовании в многих языках, в тысячах слов и принадлежность их какому то языку, сегодня утверждать нельзя. Другое дело, что можно с уверенностью сказать, что армянский язык наиболее полно использует эти корни, особенно в словах оснопологающих для языка. Для определения материнского языка, для  слов Ճաշ(джаш),  խաշ(хаш),[/size][size=8]լավաշ(лаваш) , рассмотрим первые части этих слов. Чтобы определить смыс-ловое    значение звука Ճ в слове джаш, необходимо найти слово-донор характеризующий процесс приготовления каши. Приготовление каши(особенно из кукурузной муки)очень сложный, в плане   физических  временных затрат, труд. Постоянное перемешивание нужно совмещать с объязательным придавливанием смеси, что бы не образовывались комочки. Ճզմել(арм.)(джзмел)-сжимать, basın(тур.)--(басин)-нажимать, ճղլուշ(амш.)(джхлуш)-давить.ճղլտուշ(амш.)(джхлтуш)-передавить.  Как видим hамшенский джхлуш-давить подходит по всем параметрам(по определяющей первой букве и главной характерной чертой приготовления каши-передавливание). Ճաճաշ(амш.)(джаджаш)-раздавленный в смятку, в блин. Есть крылатое выражение ճղլիմ  ճաշ գնիմ(амш.)(джхлим джаш гним)-раздавлю кашу сделаю(говорит о том, что это слово имеет долгое развитие в языке). Окончательную точку поставим переводя АШ(амш.)-смотр. Готовя кашу нужно объязательно СМОТРЕТЬ И ДАВИТЬ иначе ничего  хорошего не получится. Есть ещё один козырный туз. На hамшенском КАША-ДЖАШ  и никак не иначе. Послесловие.  Ճաշասենյակ=столовая=комната для обеда.  Սեղանատուն=столовая= стол+дом. yemek odası(турецк.)=столовая=комната для питания(слово новое).  Esszimme (немецк.) = столовая=комната для питания.  Ճաշարան=столовая=кашная= кашное помещение. Каша во все времена была(да и остаётся) главной, зачастую единственной едой, основной массы населения. Даже невооружённым глазом видно, что по архаичности со словом АРАН не может конкурировать ни одно из выше представленных, разве что ТУН.

Добавлено (08.10.2013, 19:24)
---------------------------------------------
(Ачарян пишет , что ХАРШ отдельно не употребляется, ХАРШЕЛ-жечь,сжигать, оттуда ХАШЕЛ-ВАРИТЬ.) Если ХАРШел-жечь, а мы знаем, что АйРел тоже
жечь и здесь же ХАШел-варить, то АШ и АР очередной раз побратались. В hамшенскомслово ХАШАЦ имеет несколько значений. ХАШВАЦ МИС-варённое мясо. ХАШАЦ ЦУГ -
сушёная, вяленная рыба. ХАШАЦ МАШТ- инертный, вялый человек, ХАШАЦ ТЕР-сухие
листья, ХАШХЛТАЦ(хшхлтац) МОМ-изрезанная морщинами, высохшая
бабка.КАШКАРТВАЦ-растерзанный. Этому слову очень много лет. Но в древности это
слово скорее всего звучало-КШКРТЕЦ-растерзал(и сегодня такой вариат
произношения существует в hамшенском).АШ и АР идут рука об руку из глубины тысячелетий и являются, выражаясь языком
математики, ОПЕРАТОРАМИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

Добавлено (08.10.2013, 19:42)
---------------------------------------------
Порассуждаем. Слово ХАРШ вероятнее всего первоначальнозвучало ХРШ= ХАРАШ. Древний язык должен был быть лаконичным, кратким,
передающим смысл звукового выражения, с расшифровкой составляющих этого
звука.ХАР+АШ: ХАР-перемешка , АШ-смотр=перемешивая смотреть.  Сначало было слово ХАР(амш)-перемешка, после
был ХАШ(мясной бульон). Происхождение ХАШ можно представить образно:  Шеф повар говорит повару ХАРНЕ У
АШЕ(амш.)-перемешивай и смотри. То же в слове ճաշ(джаш)(амш.)-каша :ճղլե ու աշե(джхле
у аше)-дави и смотри=ճաշ. К слову ДЖАШ используют ещё и такое выражение, АР
ГУДАЛ  М  
ХУСЕ ДЖАШ М (свари кашу)  – возьми
ложку переплети(?) кашу. Здесь интересно слово ХУСЕЛ=ХУСУШ(амш.)-переплести.Это слово
рассмотрим позже. С 9 века слово хаш появляется в армянских письменных
источниках, и мы эти свидетельства используем как  доказательство раннего армянского
происхождения и использования этого слова. ХАШЕЛ-варить  считается материнским глаголом слова ХАШ, но я
думаю первично слово ХАШ.

Добавлено (08.10.2013, 19:57)
---------------------------------------------
.   Во временамолодой древности(седая древность-это 21 век н. э.) «Человек говорящий»
развязал свой язык(освободился) от консонантного мычания в консонантные звуки и
стал обладателем связной речи,  словарный
запас которой был номинальный. Самое интересное во всём этом этимология слова
խառնել-ХАРНЕЛ-перемешать. БуквуԽ-Х пока отложим. АРНЕЛ=АРНУШ(амш.)=брать,поднять, снять, где АР(амш.)-возьми. Что же должен брать, поднять, снять
звук-буква
խ- Х. Первая реакция это, должно быть, нужно пенку снимать, как иделается на практике. Փրփուր(прпур)=քեպուղ(амш.)(кепух)-пена. Ксожалению звукаխ- Х в этих словах нет. Придётся отправиться в пяти шести- тысячелетнююдаль. На сильном огне металлург варит медь в огромном котле. Он периодически командуетподмастерью снимать мусор и пену с поверхности котла. А звучит это խիճը ար էրեսըն(амш.)(хидж
ар эресн)-мусор сними с поверхности. Сегодня абсолютно так же говорит шеф повар
своему помощнику при приготовлении ХАША. Խիճ-означает не только мусор, но и всё
что является не нужным. Даже про человека говорят:»ЭС ИНЧ ХИДЖ М НЕ-ЭТО ЧТО ЗА
МУСОР». Сказать, что было раньше варка ХАША или варка МЕТАЛЛА никто не
возьмётся. Вот и искомое слово. խարնել( ХАРНЕЛ)=խ(х)- Խիճ(амш.)-мусор, ար(ар)(амш.)-возьми,
ն-ել(нел)-поднимись=(УБРАТЬ ПЕНКУ). И поговорка к месту:»Харне, харне пон м
келле»-мешай, мешай что то вылезет(поднимется, произойдёт)…

Добавлено (08.10.2013, 21:04)
---------------------------------------------
В турецком языке есть такие слова: ХАШЛАМАК(турецк.)-варить, ХАШЛАМА=ХАШУ(турецк.)-мясной бульон.Yemek(йемек)(турецк.)-кушать, beslenme(бесленме)(турецк.)-питание. Yem, lenm вероятно трансформировались в ЛАМ и образовали слова хашламак и хашлама.Чтоже является праформой для Yem(турецк.)-еда и lenm. ЛМуш(амш.)-поедать.  Используется в основном по отношению кживотным. Образно это выглядит так: Бросаете тигру говяжую ножку и видите, что
в течение нескольких минут тигр слизывает языком мясо с этой ножки до
костей.  ЛМуш-есть процесс слизывания и
проглатывания(именно это и означает ЛМУШ(амш.)-поедать). Армянский консонант
ЛМ(амш.) праформа для турецких
 Yem и lenm. Думаю будет убедительным следующий ряд родственного словообразования:ЛМ(амш.)(еда=слизывание), ЛМуш(амш.)(поедать языком), լիզում=ЛИЗуш(амш.)(лизать),
 ЛИЗу(язык), ЛИЗать(русск.), ЯЗык(русск.)(собака
ЛОКает(русск.), то есть кушает=пьёт языком; ЛКУШ(амш.)(локать). ЛКЛКАЛ МИ(амш.)(не
локай, не попивай). То же явление происходит и со словом ЛМРуш.  Если на одном языке слово  ЛМРуш(амш.)-увлажнить, ЛМли э- влажно,
ЛМР=ЛМ-влажность, а на другом
Nem(нам)(тур.)-влажность,то первичны ЛМР, ЛМ. Նման= ЛМНУШ=ЛМОНУШ(амш.)-ПОХОЖИМ БЫТЬ. На hамшенском ХАШЛАМА(турецк.)=ХАШЛМА(амш.): ХАШ(перемешанная,очищенная отмусора(пенки)  под наблбдением+ЛМ(еда).

Добавлено (08.10.2013, 21:22)
---------------------------------------------
Выполняюобещанное (ХУСУШ). К слову джашиспользуют ещё и такое выражение, АР ГУДАЛ 
М   ХУСЕ ДЖАШ М (свари кашу)  – возьми ложку переплети(?)кашу.
  Գդալ=ГУДАЛ(ложка), только гудал деревянный, ибольшой и им, и давят, и перемешивают кашу. Здесь интересно слово
ХУСЕЛ=ХУСУШ-переплести. Думаю образование следующих слов происходило  как то так:УС(амш.) (плечо), հյուս=
hУС(амш.)(коса), հյուսել=hУСуш(амш.)(плести), удивительногослова. ХУС (переплетение)=Х(харнел-перемешивать)+hУС (коса, плетёнка). ХУСУШ= перемешивать переплетая. Образно:Приготовление сахарного сиропа для добавки в давленный виноград(виноделие). При
размешивании сахара автоматически рука делает движение по кругу,а через 15-20
сантиметров, дополнительное вращение вокруг оси предмета(гудал), которым
производится перемешивание. Как движение Земли вокруг Солнца.). При таком
перемешивании максимально быстро сахар растворяется. Вся эта раскладка лишь
подтверждает, что слово ХУСУШ(ХУСЕЛ) означает ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ=перемешка+плетение=
ХАРНЕЛ+
hУСЕЛ.( Здесь ПЕРЕ(корень словаперемешивать)+ПЛЕТ(корень слова плести) ни в коем случае не означает приставки,
а является полноценным корнем. ПЕРЕМЕШИВАНИЕ+ПЛЕТЕНИЕ.)?
 (переплести)-УС(русск.)-КОСа(русск.)-НОС(русск). Слово ХУСуш в основном используется во времявозделования каши. Откуда этимологическая родословная этого

Добавлено (08.10.2013, 22:04)
---------------------------------------------
Извините, текст прошёл плохо. Даю новый. Выполняю обещанную расшифровку слова ХУСУШ(переплести).Кприготовлению ДЖАШ-КАША используют ещё и такое выражение: АР ГУДАЛ  М  
ХУСЕ ДЖАШ М (свари кашу) – возьми
ложку переплети(?) кашу(почему переплети?).
 Գդալ=ГУДАЛ(ложка),только гудал деревянный, и большой и им, и давят, и перемешивают кашу. Здесь
интересно слово ХУСЕЛ=ХУСУШ-переплести. Думаю образование следующих слов
происходило  как  то так: УС(амш.)(плечо), հյուս=
hУС(амш.)(коса),  հյուսել=hУСуш(амш.)(плести),  ХУСуш(переплести),УС(русск.),  КОСа(русск.), НОС(русск).
Слово ХУСуш в основном используется во время возделования каши. Откуда
этимологическая
 родословнаяэтого удивительного слова. ХУС(амш.) (переплетение)=Х(харнел)(перемешивать)+hУС (коса, плетёнка). ХУСУШ= перемешиватьпереплетая. Образно: Приготовление сахарного сиропа, для добавки в давленный
виноград в виноделии, происходит так. При размешивании сахара рука
автоматически  делает движение по кругу ,а
через 15-20 сантиметров, дополнительное вращение вокруг оси предмета(гудал),
которым производится перемешивание. Как движение Земли вокруг Солнца. При таком
перемешивании максимально быстро сахар растворяется. Вся эта раскладка лишь
подтверждает, что слово ХУСУШ(ХУСЕЛ) означает ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ=перемешка+плетение=
ХАРНЕЛ+
hУСЕЛ.

Добавлено (09.10.2013, 19:05)
---------------------------------------------
ЛАВАШ=ЛАВ(ХОРОШО)+АШ(СМОТР)=ХОРОШОСМОТРИ.  Приготовлениелаваша, да и ЁКА(амш.)(маленький,  круглый,тончайший лаваш), процесс быстрый. Тесто состоит из муки соли и воды.Раскатав
тонким слоем лаваш прилипляется к горячей стенке тондира. Самое главное не запоздать
со снятием готового лаваша. Даже 3 секунды передержки и лаваш сгорит. Еще
быстрее готовится ёка. Во время готовки ни на секунду нельзя отвлекаться. В
этом и разгадка слова ЛАВ+АШ(хорошо смотреть)(амш.)-иначе придётся кушать
головешки. Итак:
 ճաշ=каша-дави исмоти, խաշ=хаш-мешай,пенку снимай и смотри, լավաշ=лаваш-хорошо смотри. Выводов, из всего написанного
выше, можно сделать много, но для меня главный тот, что   АР и АШ равные,родственные, одинаково древние символы, имеющие божественную индентификацию,
являющиеся мощнейшими операторами словообразования.  А родились они в предшумерскиевремена. Советую прочитать или перечитать Ревазяна:»Навасард» и «Изобретатель».
Ещё хочется подискутировать по вышеизложенному.

 
HaymanДата: Воскресенье, 19.01.2014, 12:56 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Предыдущий пост великолепно передал смысловую систему словообразования в армянском-древнеармянском. Нет ни каких сомнений, что именно такое развитие логически смысловых нагрузок заставляло армян создать слова символизирующие окружающий их мир в его сакральном понимании. Осознавая весь этот глубокий смысл напрочь отпадает мысль, что исконно Hayeren слова могут быть другого происхождения, а учитывая известные факты мы имеем достаточную доказательную базу правоты на счет принадлежности слов мотивация которых возможно исключительно на армянском. Слово принадлежит языку на котором оно правильно мотивируется. Рассмотрим слово Лаваш через другую призму. Армянское Нагорье особое место на земле и об этом знал весь древний мир, здесь зародилась дикая пшеница "геобиоциноз" доказано ученными генетиками, более восьмидесяти растений эндемиков растущих исключительно в этой местности, результатом чего народ обитающий в этой среде первым стал использовать и изучать эти растения и их применения в пище и в других целях. Учитывая эти факты становится не возможно само понятие перенимание армянами слова Лаваш, не могли земледельцы выращивать пшеницу, делать из нее хлеб, употреблять ее в пищу и называть ее не на своем языке а на языке появившемся спустя тысячелетия групп кочевнических племен которые не знали, что такое земледелие и пшеница. Изучая глубокое прошлое становится возможно правильно понимать настоящее и думать о будущем. Прошлое не должно мешать нашему будущему но знать его надо. Всех благ!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            H.Hayman


Сообщение отредактировал Hayman - Воскресенье, 19.01.2014, 12:57
 
ARSEN01Дата: Среда, 05.02.2014, 23:45 | Сообщение # 18
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
H.Hayman . Огромное спасибо за реакцию. Когда читаешь Ачаряна появляется двойственность ощущений. С одной стороны гордость и огромная радость за его великий труд(корневой словарь), но и неудовлетворённость множеством не этимологизированных слов, или объявлением их перениманием из других языков. Понять это можно потому, что этимологизация слов требует огромного времени и прочтения огромного материала. Если б он занимался только этим, то он не успел бы, наверное, издать свой словарь. Сейчас, с компьютеризацией, стало намного легче. Любой материал доступен. Я не знаю есть ли в Армении институт СЛОВА, но если нету, то это преступление перед Армянской цивилизацией. Если не мы сами, то кто. Если бы вы даже раскритиковали, написанное мной, я был бы рад. Для нашей действительности равнодушное молчание страшнее агрессивного осуждения. Может я ошибаюсь, но: "Я ТАК ДУМАЮ!"-Ф.М. Скоро будет готова статья по консонантам ГЛ,КЛ,СН. На армянском не нашёл материала(немного у Ревазяна есть). Может это и к лучшему, оригинальнее получится.

Добавлено (31.01.2014, 22:41)
---------------------------------------------
Шумерский язык как магнит притягивает к себе даже "любителей" лингвистики. Однажды познакомившись с этим великим языком, трудно уйти от этой магии. Очень хочется вовлечения в общение на форуме специалистов русского языка. Будет много шумерских и армянских слов, являющихся синонимами русских слов и фонетически звучащих одинаково. Попытаемся добраться до глубин этимологии слова ГОЛОВА и производных от него. Обозначения:(шум.)-шумерский язык. (арм.)-армянский литературный язык.(амш.)-амшенский диалект армянского языка. 
SAG-САГ(шум.)=ГЛАВА, ГОЛОВА. ՍԱՂ (арм.)-САХ=ЖИВОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВСЁ, ЦЕЛЫЙ. где русское Х имеет рычащий звук. Есть ли в армянском другие слова с корнем ՍԱՂ-САХ, имеющие отношение к слову голова." Սառսաղ-САРСАХ-Սարսաղ՝ հիմար, խենթ-ГЛУПЫЙ."- Хачатур Такмаз: "Словарь дженикского поддиалекта армянского языка". Корень ГЛ, слова  ГЛУПЫЙ, происходит от слов ГЛава, ГОЛова. Армянское САР+САХ=ГОРНАЯ+ЖИЗНЬ??? или ЛЕСНАЯ+ЖИЗНЬ???. Учитывая, что САРСАХ означает ГЛУПЫЙ, такой перевод нас не устраивает. А вот ГОРНАЯ или ЛЕСНАЯ ГОЛОВА вполне в теме. Есть такое армянское слово САРЕЦИ-ЛЕСНОЙ(дикий,невоспитанный), которое используется по отношению к некультурным людям. Значит корень САХ в слове САРСАХ полный синоним слова ГОЛОВА. Սուսաղ-
СУСАХ(амш.)-ПУСТОГОЛОВЫЙ=Սնամեջ դդմիկ-СНАМЕЧ ДДМИК(арм.)-ПУСТОТЕЛАЯ ТЫКВА. СУСАХ(амш.) -так называется вид тыквы из которого, сделав отверстие и вычистив внутри, превращают в кушин или черпак. СУ=СН=СИН-ПУСТОЙ. СУ+САХ=ПУСТОЙ+САХ. Тыкву не могли так назвать потому, что САХ не может быть тыквой, а головой может. Подтверждением тому название этой тыквы на литературном армянском языке СН+А+МЕЧ ДДМИК, что буквально означает ПУСТ+О+ТЕЛАЯ ТЫКВА. Вначале было слово СУСАХ-ПУСТОГОЛОВЫЙ, потом по этому образцу назвали тыкву-СУСАХ. Здесь опять слово САХ является полным синонимом слова ГОЛОВА....

Добавлено (02.02.2014, 22:55)
---------------------------------------------
Рассмотрим ещё одно слово из этогоряда - ՍԱՂԱՎԱՐՏ(арм.) – САХАВАРТ-ШЛЕМ, гдеСАХ-ВЕСЬ, ЦЕЛЫЙ, ЖИВОЙ, ЗДОРОВЫЙ, а АВАРТ-КОНЕЦ, ФИНАЛ, ФИНИШ, ЗАВЕРШЕНИЕ.
Здесь определяющим словом является АВАРТ, а САХ придаёт этому сложному слову
усиливающее или уточняющее значение. Точнее и то, и другое. 1) САХ.АВАРД-ВСЁ
ЗАВЕРШЁННОЕ=НАВЕРШИЕ, или2) САХ.АВАРД-САХА ЗАВЕРШЕНИЕ=НАВЕРШИЕ. Догадаться
навершием чего является ШЛЕМ не трудно. Прилагательному всегда нужен обьект
приложения  для придания - конкретности,
адресности. ВАР-ВНИЗ, АВАР-ДОБЫЧА, АВАРА-БЕЗ ДЕЛА, АР-ВОЗЬМИ, АРА-СДЕЛАЙ, АВАРД :-
с помощью консонанты Д, слово приобретает законченность смыслового ряда. Почему, эти
архаичные слова так и подсказывают нам, что САХ в армянском языке имеет прямое
отношение к ГОЛОВЕ. Для проверки этих сомнений мы обратимся к шумерскому языку,
 что бы не заниматься вопросами перениманий
и лишних споров. 1) SAR(шум.)=(SARE-урартский яз.)=САД. Наамшенском диалекте армянского языка САР означает ЛЕС. ЛЕС и САД полные
синонимы, ибо САД-это ЛЕС выращенный человеком и дающий плоды, а ЛЕС-это САД
выращенный природой и дающий плоды. Переведём с шумерского языка армянское
слово: SAR.SAG=САДОВАЯ ГОЛОВА. Наамшенском САРСАХ=ЛЕСНОЙ САХ(ГЛУПЕЦ). На русском есть поговорка: «САДОВАЯ ГОЛОВА!»,
которая означает: - туго соображающий, глупый человек (происходит от
садово-огородного пугала, вместо головы которого устанавливался качан капусты(у
армян устанавливалась тыква.) 2) SAR(шум.)= ПРОКЛЯТИЕ. SAR.SAG=ПРОКЛЯТАЯГОЛОВА. САРСАХ(амш.)=ГЛУПЫЙ, ГЛУПЕЦ(САРЕЦИ=ДИКИЙ, ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК). Чем у глупца
не проклятая голова? В русском слове ГЛУПЕЦ, консонанта ГЛ от слова ГЛАВА.
Очевидно, что в трёх языках слово САРСАХ(амш.) находит синонимы и довольно
прямолинейно взаимоэтимологизируется....

Добавлено (05.02.2014, 23:28)
---------------------------------------------
Одним из значений шумерского слова SU-CУ, является ПТИЦА. SUSAG-СУСАХ=ПТИЧЬЯ ГОЛОВА. Что бы это значило? Русская поговорка: "Куриные (птичья) мозги (голова)", как нельзя к месту, в переносном смысле, означает, как и в армянском варианте, пустая, глупая голова. Третье иссле-дуемое слово ՍԱՂԱՎԱՐՏ-САХАВАРТ-ШЛЕМ. Армянское слово АВАРТ прямого перевода с шумерского не имеет, но мы разобьём его на составляю-щие. AVART-ABARAD. Звук V (В) в шумерском отсутствует, и заменяется на В (Б), и Т на D (Д). AB (АБ)-РЫБА, МОРЕ, ОКНО, КОРОВА. AR (АР)-ХВАЛА,РАЗОРЕНИЕ, ГИМН, СЛАВА. ARA (АРА)-ШАГ, СПОСОБ, РАЗ, ЛОДКА, ПУТИ, МОЛОКО, ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ. AD (АД)-ГОЛОС, ПЛОТ, ПЛАНКА, ШИП КУСТА, ПЛАКАТЬ, ВОЙТИ, КАЛЕКОЙ, ШУМА. DA (ДА)-ПТИЦА, ПЕЩЕРА, СТОРОНА, СОВЕТ, ЛИНИИ. ARAD (АРАД)-РАБ, НЕВОЛЬНИК. Каждый для себя может сделать перевод. (Шумерские слова, гипотетические). SAG.AB.AR.AD=ГОЛОВА-РЫБА-СЛАВА-ГОЛОС (ГОЛОВА РЫБЫ СЛАВЫ ГОЛОС). SAG.ARAD=ГОЛОВА-НЕВОЛЬНИК (В НЕВОЛЕ). SAG.AB.ARAD=ГОЛОВА-РЫБА-НЕВОЛЯ (В РЫБЬЕЙ НЕВОЛЕ). SAG.AB.ARA.DA=ГОЛОВА-РЫБА(Ы)-ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ-НЕВОЛЯ(И). Не напоминает ли всё это барельефы шумерских богов и жрецов с накидками, которые состоят; из рыбьих голов, напоминающих ШЛЕМ, и плащей из рыбьей чешуи. Все признаки защиты головы-ШЛЕМ. Можно ли считать, что и в армянском и в шумерском САХАВАРТ-это прежде всего защита головы, НАВЕРШИЕ на голову? То, что армянское слово ՍԱՂ(САХ) восходит к шумерам и египтянам убедительно показал Арман Ревазян (Фестский Диск):" аrm.saġ. sum.saġ – egipt.saġ =всему-голова-hайк"...

Добавлено (05.02.2014, 23:45)
---------------------------------------------
САРСАХ, СУСАХ, САХАВАРТ-могли ли армяне в глубокой древности использовать слово ՍԱՂ - САХ в смысле ГОЛОВА?

 
SurДата: Четверг, 06.02.2014, 15:13 | Сообщение # 19
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Всё это очень интересно и важно. Благодарю за полезную информацию. 
Вчера мне удалось связать несколько урартейских слов с армянскими, хочу поделиться с вами моими "исследованиями". 
На урартейском слово «владыка» произносится как targini/taragini/taraini, что имеет очень большое сходство с армянскими словами - ՏԵՐ/ՏԻԱՌ(Ն)(TER/TIAR(N)), причём нужно заметить, что в грабаре/классическом армянском языке/древнеармнском языке/ слова иногда оканчивались на букву Н/N/Ն, ярким примером являются слова: ՁՈւԿՆ(DZUKN)/раба, ՄՈւԿՆ(MUKN)/мышь. В сегодняшнем армянском эти слова не имеют частицы Н/N/Ն, но при склонениях появляются, например: ՁՈւԿ(DZUK)-ՁԿՆԵՐ(DZKNER)(рыба-рыбы), ՄՈւԿ(MUK)-ՄԿՆԵՐ(MKNER)(мышь/мыши); тоже самое с словом - euri «господин», которое имеет очевидное сходство с армянским словом «ՏԵՐ(TER)»; следующее слово burgalali (burganali) «крепости», которое похожа на армянское слово ԲԵՐԴ(BERD) «крепость». По моему со временем окончание - ali, которое даёт слову множественное число, изменилась на - ԵՐ/ER, например: ՏՆ-ԵՐ(TN-ER) - дома, ԲԵՐԴ-ԵՐ(BERD-ER) - крепости, ՄԿՆ-ԵՐ(MKN-ER) - мыши. Есть ещё одно слово, но я не уверен, что моя трактовка будет правильным. А вот и слово - badusi/e «величественный», в армянском нету слова «великий», отсюда следует, что нету и слова «величественный», это слово в армянском переводится несколькими словами, самим близким к этому слову я нахожу слово «veh». Кодhttp://img827.imageshack.us/img827/7741/kc72.png
http://i.imgur.com/LtSUOka.png
http://i.imgur.com/sksEFYA.png
http://i.imgur.com/uPFie4E.png
http://i.imgur.com/pQSs2sC.png
 
ARSEN01Дата: Пятница, 07.02.2014, 10:58 | Сообщение # 20
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Сур джан. Кода Советские учёные-урартологи(в то время наверное лучшие в мире) поняли, что если честно развивать эту науку, то придётся пересмотреть индо-европеистику.  А это крах целой науки. Все народы в СССР должны были быть равны исторически, культурно, цивилизационно. Так, что урартологию в серьёз воспринимать нельзя. Когда читаю тексты такое ощущение, что звучит на амшенском, но во рту большая, горячая картошка. Всё же за несколько минут вычитал штук двадцать амшенских слов. Если хочешь пообщаемся на эту тему, но нужно немного времени.

Добавлено (07.02.2014, 10:24)
---------------------------------------------
По составу слово ТАРГ.ИНИ- это корень  ТАРГ+ ИНИ. Или корень ТАР+корень ГИН+окончаниеИ. ТАРГ –НЁБА-верхняя часть ротовой полости+ИНИ-притяжательное местоимение по
образцу слова ИНИНИ-В ТЕХ МЕСТАХ=ИН-В,+ ИНИ-МЕСТО. Или ИНИ+НИ. Второе значение
ИНИ-ДЛЯ(КЕЗ НИНИ=ДЛЯ ТЕБЯ). Третье значение ИНИ-ДЕЛАНИЕ(МИ ИНИ=МИ ԸНИ-НЕДЕЛАЙ.) Всё это на вскидку, практически не думая. Практически большинство
местоимений в урартском звучат на амшенском диалекте армянского языка. Вероятно
никто не занимался этим вопросом.

Добавлено (07.02.2014, 10:34)
---------------------------------------------
ГИН-ИДТИ, ГНАТЬ. Пример СИРГИН=ИЗГНАНИЕ(синоним слова геноцид в амшенском). Думаю этимология такая:СИР от слова СИРИ=МНОЖЕСТВО, СЕРИЯ, ГРУППА...+ГИН=ГНАТЬ. СИРГИН=МАССОВЫЕ ГОНЕНИЯ.

Добавлено (07.02.2014, 10:58)
---------------------------------------------
Хотя слово СИРГИН языковеды выводят из турецкого СЮРГЮН-СТРЕЛЯТЬ, с чем я не согласен.

 
SurДата: Пятница, 07.02.2014, 23:37 | Сообщение # 21
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
С радостью пообщался на эту тему, тема очень востребованная в сегодняшний день, есть много чего не открытого и неисследованного, считаю, что каждый армянин по меру своих способностей должен внести свой вклад в это дело.
Я с самого начала думал, что, если урартейский трудно и плохо трактуется литературным армянским языком, а это араратский диалект с маленькими изменениями, то объяснений нужно искать в диалектах и чем ближе к центру "урартейцев" - тем лучше. Трудность состоит в том, что армянских диалектов очень много, а словарей с нужной информацией или трудно найти, или чувствуется их нехватка. Приходится немало попотеть над понятием одного слова, например урартейское слово pile - «канал», я не могу найти сходства между этим словом и армянскими словами.  
Благодарю за полезную информацию.
 
ARSEN01Дата: Суббота, 08.02.2014, 23:44 | Сообщение # 22
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
В слове pile "е"может быть окончанием, но это не важно. Консонант "РL" не очень
развит. В амшенском слова с этим консонантом имеют отношение к урарт
скому слову КАНАЛ, но нужен глубокий анализ. (Պոլեր(ը), – Շուրջ, բոլոր)-ПОЛЕР: ПОЛЕР ашеци-ВОКРУГ осмотрелся. Родствененрусскому-ПОЛ, ПОЛЕ ,ПОЛИТЬ. (Պըլըշտուշ (խեղը) – Փլվել (հողը)-рухнуть: Պըլըշտ-ПЛШТ-ОБВАЛ,
ОПОЛЗЕНЬ. (
Պըլընգուշ (պերոնը) – Փլնկել (բերանը))-РАЗБИТЬ МОРДУ. (Պոլոկող, (–նի) – Բառաչող)-РЫДАЮЩИЙ.(Պոլլինկ, (–նի) –Բանալի)-КЛЮЧ.(Փիլաֆ, (–նի) – Փլավ)-ПЛОВ, РИС. (Փուլ (ծըգոն), (–եր) - Փուլ (ձկան)։ւշ– քակել)-ДЯТЕЛ.(Փիլինձ, փիլունծ (թ), (–նի) – Ձարխոտ)-ПАПОРОТНИК. (Պըլաձ, (–նի) – Փլված)-ПЛАДЗ- УНИЧТОЖЕННЫЙ:ПЛАДЗ-ПРОРВАННЫЙ,используется в основном в таких выражениях как: 1) прорвало дамбу, 2) прорвало
гной, 3) прорвали небеса(ливень) и т. д. Эимология проста: ПЛ+АДЗ=ОТ ПЛ
РОЖДЕННЫЙ. А ПЛ(ПИЛИ, ПИЛЕ, ПЕЛЕ-КАНАЛ(урарт.), а канал ассоциируется только с
водой.»Телеканал» происходит от обычного канала. ПЛАВ(РИС)=ПЛ+ЛАВ=КАНАЛ+ХОРОШО(без
хорошего канала РИС не получить. А такие слова как ДЯТЕЛ, РАЗБИТЬ МОРДУ,
РЫДАЮЩИЙ? Очень просто: Армянское Нагорье сплошь каменистое, кирка, лом и
сплошное долбление. Посмотри на стебель ПАПОРОТНИКА и всё понятно: центральный
стебель-основной канал, от неё множество мелких каналов. Эти слова очень
архаичны и рождались от восприятия явлений и переноса в быт. Я не занимался
этими словами, но думаю смысл в этом есть. И наконец: pelem»копать, раскапывать» от урартского pile-«канал»(отрицалось Дьяконовым). На амшенском порем-копаю, но отмечу,что переход Р в Й и Ш очень распространённое явление и вполне возможен переход
Л в Р. Тем более есть в грабаре форма пелем-копать. Сур джан, всё что на
армянском в скобках, при использовании, нужно отмечать автора:                                                                                                                     
«ԽԱՉԱՏՈՒՐ  ԹԱՀՄԱԶ . ՊՈՆՏԱՀԱՅԵՐԵՆԻ. Ջենիգի ենթաբարբառ:  Дженигское поднаречие понтийских армян.»
 
SurДата: Воскресенье, 09.02.2014, 20:09 | Сообщение # 23
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо за полезную информацию, наконец-то у меня тоже возникла идея. Если рассмотрим слово  pile и поищем сходства этого слова с русским, то найдём не малое кол-во русских слов относящихся к воде и имеющих корень PL, например: ПЛыть, ПЛакоть, П(Л)ить, ПЛивать, и все эти слова имеют самое прямое отношение к воде, как и канал и урартейское слово - pile. А сейчас рассмотрим армянские слова, например слово (П)Lakel - пить не по человечески, (P)Lacel-плакать, (P)Lox'al-плавать, (P)Lval(lvacvel)- мыть(мыться) и т.д. Возможно, что P перешёл в J, а L в R и получилось слово - Jur-вода.

Добавлено (09.02.2014, 20:09)
---------------------------------------------
Bel-вырезывать, выкапывать, копать, раскапывать, рыть>урарт. pil/e "канал; ср. арм. pelem "копать, выкапывать, раскапывать, рыть(колодец и т.п.)", ср. ирл. belach "ущелье, перевал, дорога", кимр. bwlch "щель" и др.
Г.Б.Джауляи - Урартский и Индоевропейские Языки (стр. 16)


Сообщение отредактировал Sur - Воскресенье, 09.02.2014, 20:09
 
ARSEN01Дата: Воскресенье, 09.02.2014, 23:05 | Сообщение # 24
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Русский язык незаслуженно игнорируется. У меня есть работавыводящая русский язык аж в шумеры, скоро выложу. Языковеды русского языка,
этимологизируя русские слова, отсылают нас к европейским(очень молодым) языкам.
Если не получается отсылают к грекам, или латинскому, реже к еврейскому.
Недавно попалось слово сахар, который попал в русский из Индии. Неужели не
хватило силы воли заглянуть в шумерский электронный словарь(на английском),
 saxar(сахар)(шум.)=песок, и это первично. На счётрусских слов , что ты привёл всё верно, но чтобы доказать их прямое родство и
сторону перенимания, нужно отработать происхождение, развитие этих слов в разных
языках. Консонантные корни лк, лц, лх, лм-встречаются в разных языках, и
главное в турецком. И что бы доказать, что это армянские корни нужно очень
постараться, не притягивая ничего за уши. Что бы доказать переходы
 P в J и L в R, нужны другие примеры  этих переходов. Например в армянских диалектахпереход АР в АЙ очень распространённое явление и я думаю можно доказать, что hАЙ-(армянин) и hАР(амш.)-(отец) абсолютные синонимы!!!
 
SurДата: Понедельник, 10.02.2014, 14:09 | Сообщение # 25
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Да, нужно всё очень детально рассмотреть и обоснованно выложить, но я пока что ограничусь только поиском их родственности. 
Русский язык очень плохо исследованный язык, на территории России обитали разные кочевые племена с древних времён, культурный обмен между ими и славянами был. Русские дали 80-90% своего лексикона чужим, если посмотреть, то по мнению многих учёных в русском сплошные перенимания с английского, французского, греческого, латинского, в то же время в английском языке очень много латинских слов, возможно англичане больше переняли от латинян, чем русские от выше перечисленных народов. Дела так же обстоят с армянским, только из-за некоторых, очень незначительных причин, многие армянские слова, а что важнее корни, были отданы иранцам, арабам, грекам и туркам.

Добавлено (10.02.2014, 14:09)
---------------------------------------------


Цитата
hАЙ-(армянин) и hАР(амш.)-(отец) абсолютные синонимы!!!
Очень возможно, ведь армянский язык конструктивный язык, многие слова, связанные смыслом, часто друг на друга очень похожи.
 
ARSEN01Дата: Пятница, 21.02.2014, 18:22 | Сообщение # 26
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Русский язык незаслуженно игнорируется. У меня есть работавыводящая русский язык аж в шумеры, скоро выложу. Языковеды русского языка,
этимологизируя русские слова, отсылают нас к европейским(очень молодым) языкам.
Если не получается отсылают к грекам, или латинскому, реже к еврейскому.
Недавно попалось слово сахар, который попал в русский из Индии. Неужели не
хватило силы воли заглянуть в шумерский электронный словарь(на английском),
 saxar(сахар)(шум.)=песок, и это первично. На счётрусских слов , что ты привёл всё верно, но чтобы доказать их прямое родство и
сторону перенимания, нужно отработать происхождение, развитие этих слов в разных
языках. Консонантные корни лк, лц, лх, лм-встречаются в разных языках, и
главное в турецком. И что бы доказать, что это армянские корни нужно очень
постараться, не притягивая ничего за уши. Что бы доказать переходы
 P в J и L в R, нужны другие примеры  этих переходов. Например в армянских диалектахпереход АР в АЙ очень распространённое явление и я думаю можно доказать, что hАЙ-(армянин) и hАР(амш.)-(отец) абсолютные синонимы!!!

Добавлено (21.02.2014, 18:12)
---------------------------------------------
Сур джан. Попалась работа Меликишвили о "Урартских" местоимениях. И вот что получается. Притяжательное местоимение ИНУКИ(урарт.)-ЭТОТ САМЫЙ. ИНУКИ(амш.)-ТОМУ САМОМУ. ИНАКИ(амш.)-ТОТ САМЫЙ. ИНУКАНИ ИСИНИНИ(урарт.)-С ЭТОГО МЕСТА. Думаю мэтр не понимает смысла этих двух слов. ИНУКАНИ(амш.)=ИНУ-ЕГО+К+hАНИ-СНИМИ, УБЕРИ, ВЫТАЩИ. А второе слово ИСИНИНИ(амш.)=В ЭТИХ МЕСТАХ, ИЗ ЭТИХ МЕСТ. Получается  ИНУ К hАНИ ИСИНИНИ=ЕГО УБРАТЬ ИЗ ЭТИХ МЕСТ(ОТСЮДА), а не предлагаемое автором-"С ЭТОГО МЕСТА". Интересно разобрать слово «qulḫa». Заменив "u" на "о" Меликишвили переводит это слово как "КОЛХА" с прицелом "КОЛХИДА". «qulḫa»=ԿՈՒԼԽԱ=КУЛХА. Произведём разбор слова на hамшенском. ՂՈՒԼԱ(гхула)=ГОРЛО(это горло). ГУЛ=ՂՈՒԼ(гхул)=ГОРЛО. ԼՂԱ(ЛГХА)=ПЛЫВИ. ԳՈՒԼԱ(гула)=ПЛАЧЕТ. На амшенском, как и в русском глотка, глухой, глотать и другие слова, обозначающие части тела или их свойства, являются производными от ԳԼՈՒԽ=ГОЛОВА. ԳՈՒԼ ՏԱԼ-ГЛОТАТЬ-абсолютное параллельное словообразование в русском и армянском языках. Урартское слово «qulḫa»-однозначно связано с головой или имеет отношение к голове. А КОЛХИДА с русским корнем КОЛ, одним из определений которого является "ГОЛОВА" + "ИДА"="ТОТ" - БОГ-ОТЕЦ, богини "ИСИДЫ". ИДА(амш.)-ТОТ. Вот такая круговая трилингва получается. Точного перевода слова «qulḫa»(гулха) нет. Есть армянское ГЛУХ-ГОЛОВА...

Добавлено (21.02.2014, 18:22)
---------------------------------------------
Консонантный корень КЛ=ГЛ=СН имеет самое плотное отношениие к голове(и к поизводным от этого слова) в четырёх языках: шумерский, армянский, "урартский", русский...

 
SurДата: Суббота, 22.02.2014, 16:52 | Сообщение # 27
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Репутация: 0
Статус: Оффлайн

Цитата
Притяжательное местоимение ИНУКИ(урарт.)-ЭТОТ САМЫЙ. ИНУКИ(амш.)-ТОМУ САМОМУ. ИНАКИ(амш.)-ТОТ САМЫЙ. ИНУКАНИ ИСИНИНИ(урарт.)-С ЭТОГО МЕСТА. Думаю мэтр не понимает смысла этих двух слов. ИНУКАНИ(амш.)=ИНУ-ЕГО+К+hАНИ-СНИМИ, УБЕРИ, ВЫТАЩИ. А второе слово ИСИНИНИ(амш.)=В ЭТИХ МЕСТАХ, ИЗ ЭТИХ МЕСТ. Получается  ИНУ К hАНИ ИСИНИНИ=ЕГО УБРАТЬ ИЗ ЭТИХ МЕСТ(ОТСЮДА), а не предлагаемое автором-"С ЭТОГО МЕСТА".
В араратском диалекте часто употребляется слово "Эси(Иси)", что означает - "этот". Суффикс принадлежности -ḫini с наращением окончания множественного числа -li (-uḫi) употребляется при образовании названий разных пунктов (городов-крепостей, поместий и т. д.), производимых от имени того или иного лица. Например, можно привести названия городов, построенных царями Менуа, Аргишти, Руса — Imenuaḫinili, Iargištiḫinili, Irusaḫinili, название виноградника, принадлежащего дочери Менуа Таририа — SALtaririaḫinili. «А второе слово ИСИНИНИ(амш.)=В ЭТИХ МЕСТАХ, ИЗ ЭТИХ МЕСТ.»,- А может "в наших местах/из наших мест"? Может обе варианты правильные, ведь армянский язык конструктивный язык и слова имеющие похожие смысли друг на друга очень похожи по произношению и строению, именно армянским языком объясняются многие необъяснимые слова многих других языков!

Интересно, а где и как употребляется слово «qulḫa», если это слово обозначает название страны, народа, города, то перед ним должен был быть детерминатив.

Добавлено (22.02.2014, 16:02)
---------------------------------------------
Добрые люди посоветовали мне посмотреть эту передачу - http://www.youtube.com/watch?v=5eBoJMj6naI, всё сказано очень хорошо, обе руками "за", смотрите и вы. В передаче, не помню в первой или во второй серии, было сказано, что детерминатив "Kur" по всей видимости армянское слово, от этого и понятия - "Ур ес гнум?/Куда(Куд/Кур) идёшь?, Вортех/Ур(тех/ти) ес апрум?/Где живёшь?". Я считаю, что полагать, что это армянское слово, или хеттское или шумерское неуместно, потому что в то время большой разницы между индоевропейскими языками не было разницы, без контекста не стоит в книгах делать такие смелые заявления, это как говорить, что арцахский диалект произошёл от араратского, правильнее сказать, что со временем ИЕ-ие языки изменились, но их прародина была Армения(Армянское Нагорье) и поэтому мы считаем, что это слово армянское, т.к. Армения является прародиной ИЕ-ев. Конечно это ОЧЕНЬ смелое объявление, но что сделать с тем, что мы каждый раз убеждаемся в том, что цивилизация не возникала и не развивалась поэтапно нигде, самая древняя известная цивилизация на Ближнем Востоке это Шумер, но следы развития их цивилизации с нуля не обнаружены, а по Дэвиду Ролу(Генезис цивилизация) цивилизация в Шумер была эксплуатированно именно из Армении/Аратты. У армянских учёных очень много фактов, чтобы сломать всю концепцию миграции армян, всю концепцию о балканском прародине ИЕ-ев. В итоге мы получим очень мощную армянскую концепцию и всё это без поддержки - причём очень крупной поддержки государства почти бессмысленно, ведь в конечном итоге история это политика, кто управляет историей тот и частично управляет политикой, христианская политика по всей видимости устарела очень давно, всем наплевать, что Армения первым приняла христианство.
1) Доказать, что армяне автохтонный народ Армянское Нагорья(коротко АН).
2) Доказать, что никакой балканской прародине не было.
3) Доказать, что Армения и армяне просыпаются и чем дальше тем сильнее они станут.
4) Доказать, что сильная Армения и сильные армяне означает новая эра развития цивилизации на Земле и в космосе.
5) Доказать, что армяне и Армения не преследует никаких глобалистических намерений.
6) Доказать, что каждый шаг Армении преследует добрые намерения.

Главное не считать, что всё это утопия, это будущая реальность, а эту тяжёлую ношу, как мы видим, никто не может нести!

Добавлено (22.02.2014, 16:52)
---------------------------------------------
Смотрите - Ан/Ен/Ун и т.д - богиня неба отсюда Ар/Ра/Ур должен быть богом земли, тогда как будет по армянски небо? "Erkinq", сейчас давайте поменяем букву "е" на "а" мы получим - "Ar-kin(q)", гениально, как же до этого не додумался, наверное наш язык создавали боги   Что означает Ар-кин, Ар-кин означает Ар-жена или жена бога Ар, верно? Верно! Так в мифологии богиня неба была женой бога земли, сейчас давайте анализируем армянское слово "еркир-земля", поменяем "и" на "а" и получим - "Ар-кир". Что мы видим? Мы видим имя бога Ар, бога Солнца, бога Земли, т.к. солнце освещает Землю, не будь солнца жизни не было, другой же корень - "кир", есть такой детерминатив "кир", который означает страна/город/народ, выходит Ар - бог земли/страны/народа/города. 

шум. "гу", арм."ка", рус. "есть"
шум. "му", арм. "а-ну-н/а-му-н", рус."имя"
шум. "де", арм. "лэ-цнел", рус. "лить" (д→л)
шум. "те", арм. "мо-те-нал", рус. "приближаться" 
шум. "туд", арм. "цн-ел", рус. "рождать"
шум. "ка", арм. "ка-тик", рус.=арм. "язычок", рус.=шум. "рот"
шум. "туш", арм. "Тушпа/Ван", рус. "садиться", арм. "ванел", рус. "обитать/овин-ать(в→б, н→т)"

Источник - http://rus-sumer.livejournal.com./tag/500%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2, на армянский перевёл я.

Сообщение отредактировал Sur - Суббота, 22.02.2014, 16:08
 
ARSEN01Дата: Понедельник, 24.02.2014, 15:59 | Сообщение # 28
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Сур джан. Я не могу плотно заниматься урартским языком, но еслихочешь в свете амшенского диалекта могу давать комментарии.inani aptini ṣuiniani«С этой стороны озера»(на амш.-на той стороне  
моря)
.На современном амшенском это предложение выглядит так:инти дзову  ап тин(амш.)-с тойстороы моря. išani aptini ṣuiniani «С той стороны озера»(на амш.-с этойстороны моря).На современном амш:исти дзову ап тин –с этой стороны моря, или  дзовуапи исти тин-моряэта сторона.inaniliarniušinili «эти деяния».Арел (арм)= ընուշ(амш.)-делать. Inanili=исанери(амш.).Arn =ըն. Получаем  inaniliarniušinili”=” իսաների ընուշիները”-исанериэнушинер”-“этидеяния. inukani edini= ինուկիհեդին(ի)”(трапизонское поднаречие арм. языка)= «вслед за тем», «потом».Пока хватит. Возможно эти слова переняты в амшенский после исхода наших предков
из Армянского нагорья , но мало вероятно.
 
 
SurДата: Четверг, 27.02.2014, 22:13 | Сообщение # 29
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Репутация: 0
Статус: Оффлайн
Спасибо за внимание. Что думаете о названии города Тушпа(Ван), по моему это одно и то же самое: Туш-па=>Тун-па(Дом-па)=>Вун-па(Ван/обиталище)=>Ван-па=>Ван.
 
ARSEN01Дата: Пятница, 28.02.2014, 21:05 | Сообщение # 30
Лейтенант
Группа: Друзья
Сообщений: 67
Репутация: 5
Статус: Оффлайн
Думаю проще выводить ВАН из BIAI. "Так вот мы внесём ясность — Слово Биайна это прямой перевод армянского слова аrman «чудо, удивительное» на др.египетский."-А.Ревазян(Фестский Диск). На древнеегипетском это звучало-BIAI (чудо). Если это определение брать за основу, то в слове Тушпа должно быть что то удивительное. На амшенском я не знаю обьяснения. На шумерском:TEШ-единство. TУШ-жизнь, сидеть. ПА-крыло, филиал, ветвь. Удивление не просматривается. ТУШ-музыкальное поздравление, чем то напоминает "удивление". Насколько я помню, слово ТУШПА должно звучать на армянском ТОСП(А). Подтверждается тем, что расшифровщики звука "О" в Урартском не нашли(а он должен быть). ТОЗ(амш.)-пыль. Т?+ОС(hос=hоз=здесь-амш.)-это мало что даёт. Переходу ТУШ-ПА в ВАН нужно дать лингвистическое обоснование. Sur я нашёл интересное слово в шумерском: par(шум.)-канал, арык. ՓՈՐուշ(амш.)-копать. Слова ՓՈՐ в значении раскоп нету, но подразумевать это значение можно. par(шум.)-канал=пелем(урарт.)-канал= ՓՈՐ(амш.)-раскоп.
 
Форум » Армянский язык » Словарные перенимания » Общее о словарных перениманиях (Вопрос ребром от Sur - помогите понять Как?)
Страница 2 из 8«123478»
Поиск:










Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.