"Макарац" А.Ревазян - О периоде перенимания







МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Поиск

Пользовательский поиск

Facebook

Где купить книгу

...



Flag Counter



О периоде перенимания

Как известно из накопленного исторического материала, большинство имеющих особую значимость актов перенимания происходили в результате особых условий, как то мощный миграционный поток, который хотя и не всегда, но чаще всего сопровождался военными действиями. Как это не прискорбно, приходится признать, что именно война, а вовсе не мир и не реклама, является и продолжает являться двигателем прогресса.  

 При этом, оказывается, что совершенно не важно, кто победитель, а кто побежденный, поскольку направление процесса перенимания, является постоянной – от более культурного к менее культурному. Подобных примеров в истории человечества очень много и притом чем древнее процесс, тем больше объем перениманий.

В качестве одного из таких примеров мы часто приводим пример хеттов (несситов), которые вторглись на территории в культурном отношении более продвинутых хаттов, победили, но при этом переняли у хаттов фактически все то, что собственно заключается в понятии культура.

Веками до этого, в IV тысячелетии до н.э, чужеродные семитские племена из Аравийского полуострова вторглись в Шумер, образовали Аккад, но при этом  переняли у шумер все что можно было перенять, включая Богов и систему письменности. Даже язык аккадцев испытывал сильнейшее влияние шумерского языка.

Да и позже этот порядок не изменился. Ведь как справедливо утверждал Тертулиан, даже «Рим переманил к себе богов Греции[U1] » . В нашей новейшей истории молодой Азербайджан пытается присвоить культурное наследие древней Армении.

Если бы армяне, в отличии от своих древних соседей –агванов (кавказских албанцев), не проявили стойкости и исчезли бы с лица земли так, как этого желали их враги, то сейчас главный собор Эчмиадзина представлялся бы туристам как жемчужина азербайджанской культуры, а столетие спустя в учебниках писали бы о перенимании, с легким сердцем называя азербайджанцев правоприемниками армян.

Эта историческая закономерность указывает на то, что процесс перенимания графических изображений чисел арабами, вероятнее всего также произошел в процессе миграции.

Совершенно понятно, что это  вероятностное суждение, но премущество ее в том, что оно основано на закономерности и в том случае когда обнаруживаются  следы арабо-арамейского соприкосновения в ходе какого либо процесса миграции, то вероятность случайного совпадения двух этих процессов (процесса перенимания и процесса миграции) уже приближается к нулю. И вот в связи с этим я жирной чертой выделил сведения изложенные в высшей степени полезной работе  Мартироса Гавукчян[U2] а:

«Первая волна семитских племен пришла в середине IV тысячелетия до н.э и покрыла Шумер и Аккад. Вторая семитская волна вышла из Аравийского полуострова спустя 1000 лет, в середине III тыс.до н.э.[U3]  Прибывшие этой миграционной волной семитские племена уже в начале II тыс.до н.э обосновались в Хананее и в южных районах Сирии, где основали мощное государство Ассирия, первые упоминания о которой относятся к 1800 году до н.э.

Третья миграционная волна семитских племен (в дальнейшем названная арамейской) согласно Myres, вышла из Аравийского полуострова в середине XIV века до н.э и в конце того же века из районов Хананеи и Палестины вторглась в Асорик[U4] , заполонив территории arim [арамейцев] вплоть до предгорий Качиара. Согласно Breasted вторжение этой волны в Асорик произошло в XV веке до н.э[U5] . …».

К названию  arim [арамейцы] следует относится также, как мы ныне относимся к названию «египтянин». Мы прекрасно осведомлены, что нынешнее арабское население Египта, ни  этническим составом, ни  языком, не соответствует этносу который населял эту страну тысячелетия назад, тем не менее мы называем их египтянами и сами же арабы ныне населяющие Египет будут оскорблены если вы их не будете признавать таковыми. На этом примере мы прекрасно видим живучесть древней топонимики. Тоже самое произошло  и с древними арамейцами.

Гавукчян великолепно показывает, как постепенно название arim [арамейцы], было усвоено семитами. В начале, ссылаясь на Myres[U6] , он указывает на исконные названия семитских племен «Suti» и «Achlame», которые вышли из Аравийского полуострова и захватили территории населенные арамейцами: «Арамейцы, как видно,начали свое движение с северо-восточной Аравии приблизительно в 1350 году до н.э , когда кочевые орды, которых вавилонские правители называли «Suti и Achlame», грабя и разрушая, заполонили почти все Приевфратье»[U7] .

Затем на упоминаемое тем же Myres, письменное свидетельство Салманасара I  о том, что аримы (арамейцы) поднимались выше по реке Хабур, что является указанием на то, что под давлением семитов часть арамейцев продвигалась на север.

Далее Гавукчян указывает на памятник конца XIV века до н.э, в котором Адад-Нирари I упоминает о: "...ahlami, suti и lauri с их странами, которые расширили свои границы…»[U8] .

Следующий ассирийский царь Салманасар I также упоминает ahlami, но теперь уже как мощную силу, на союз с которым пошли хетты: «армию хеттов и ahlami вместе с ними»[U9] 

Гавукчян, совершенно прав когда говорит, что в этих памятниках отмечен период когда еще племена ahlami и suti не срослись с арамейцами и тут же указывает на то, как спустя 400 лет, Адад-Нирари II  впервые употребляет связку «ahlame-арамейцы», когда пишет: «..Поражение народа пустыни ahlame-арамейцев свершилось».

Совершенно точно Гавукчян отмечает, что связка «ahlame-арамейцы» приведенная в надписи Адад-Нирари указывает на то, что были и арамейцы, которые не ahlame и это уже является свидетельством постепенного процесса взаимной интеграции в результате которой местное несемитское население выложило в общую копилку всю свою топонимику (включая название arim), все свое культурное наследие (включая письменность), а семитские кочевники свой язык и свою пассионарность.[U10]   Позже, уже нигде вы не встретите название «ahlame», ни в связке, ни без связки. Везде пишется только «арамейцы», но совершенно понятно, что это уже не те арамейцы, которые были до начала миграции семитских племен с Аравийского полуострова.

Таким образом очевидно, что третья миграционная волна заполонившая территории арамейцев, в армянских источниках обозначаемые названием Асорик, вполне могла быть тем самым процессом в течении которого произошло рассматриваемое нами перенимание из арамейского в арабский.

Казалось бы, что все вышесказанное в купе с фактом вторжения семитских племен на территории населенные арамейцами в XV (Breasted) или XIV (Myres) веках до н.э, позволит считать, что факт искомого перенимания из арамейского в арабский доказан, однако здесь мы оказываемся лицом к лицу с довольно таки серьезным доводом оппонентов которое гласит: -Археология не располагает данными которые позволили бы утверждать о существовании в вышеозначенный период каких-либо алфавитных (неклинописных) систем письменности![U11] 

Проще говоря, современное видение проблемы таково: - арабы (семитские племена) в означенный период не могли перенять цифры исходящие из алфавитной системы письменности арамейцев, поскольку самой алфавитной системы письменности в означенный период не существовало.


Сразу же отметим, что при всем уважении, мы не можем и не должны делать выводы на основании одних лишь археологических данных.

Всегда надо помнить, что причина отсутствия чего-либо, как и кого-либо, в том месте и в то время в каких ожидается, не обязательно в том что предмет ожидания как таковой отсутствует в природе. Это отсутствие может быть обусловлено массой посторонних обстоятельств.

Так мы уже привели множество обоснований к существованию армянской системы письменности задолго до принятия христианства. Доказательств этому столько, что лишь самый упертый демагог возмется утверждать обратное. Материальных доказательств присутствия действительно нет, но мы обнаружили обстоятельства, которые и стали причиной отсутствия.  Этого вполне достаточно для того, чтобы перестать противиться очевидному и начать наблюдение за невероятным.

Любой продукт человеческой деятельности, в особенности выдающийся, дает о себе знать как явление только лишь пройдя какие-то этапы развития, поэтому категорично утверждать, что в эпоху семитского вторжения на просторы Палестины, Ханаана, территорий арамейцев, алфавитного письма, как такового не существовало слишком смелое утверждение. Невозможно настаивать на отсутствии хотя бы потому, что отрицательный результат археологических исследований вполне может быть объяснен именно не распространенностью арамейского алфавита.

Между тем для перенимания чего-либо совершенно не обязательно, чтобы объект перенимания имел широкое распространение. Научные достижения и по сей день перенимаются не как широко распространенные явления, а как еще малоизвестный продукт гения и доступен этот продукт бывает не широкому кругу лиц, а наоборот очень узкому кругу деятелей от науки каковыми в Древнем Мире являлись жрецы.

Этот фактор практически всегда бывает обойден вниманием. В ином случае научный мир мог бы уже давно признать, что определение даты появления той или иной системы письменности  на основании археологических раскопок, которые тем более бывают успешны, чем большей распространенностью выделялась искомая система письма, ошибочны, поскольку периоду распространения или иначе говоря переходу этой системы письма от служения иерархам к обслуживанию демоса проходило довольно много времени – века.

И ведь при этом нельзя сказать, что результаты археологических раскопок не дают нам возможности утвердиться в своем мнении. Наоборот, при внимательном отношении, частой смене позиций точки наблюдения и, что особо важно, при наличии гибкости необходимой при рассмотрении всяких проблем касающихся  процессов в развитии, мы обретем способность увидеть то, что ранее было невидимо.

Мы не должны рассматривать предметы и явления возомнив будто во вселенной есть что-либо лишенное собственной истории, а вместе с этим и движения. Мы не должны думать, что существует какая-либо история без взаимосвязи с иными историями и всегда должны иметь ввиду, что черепашка ползет по шоссе не с момента как мы это увидели, и даже спасена от опасности погибнуть под колесами автомобиля, вовсе не с момента когда мы перенесли ее в безопасное место, а гораздо раньше – с того момента, как началась череда бесконечных обстоятельств приведших к этому! Эту череду обстоятельств мы называем стечением обстоятельств. На базе всего этого возникла небезызвестная теория хаоса со взмахом крылышек бабочки и всего прочего…

И вот возвращаясь к результатам тех же археологических исследований, мы обращаем свое внимание не только на категорическое утверждение об отсутствии в означенный период алфавитных систем письменности, но и на  посылку о том, что все же первые следы алфавитных линейных (неклинописных) систем относятся именно к XIV веку до н.э.


 [U1]Тертулиан [К Язычникам 1:8]

 [U2]М.С.Гавукчян «Armen и Hay -происхождение названий и Урарту»Бейрут 1973 на арм.яз. с.369.перевод мой.

 [U3]J.L.Myres "The Dawn of History ", the Home University Library, p.113.

 [U4]Асорик -  армянское название территорий населенных арамейцами. Само это название подсказывает, что армяне издревле подразумевали под этим армянские территории и Асорик означало «приграничные с Ассирией территории».

 [U5]J.H.Breasted, "AncientTimes”, Chicago.1935. p.185

 [U6]J.L.Myres «The Dawn of History », the Home University Library, p.114-117

[U7]Myres ошибочно отождествляет арамейцев с племенами «Suti» и «Achlame»

 [U8]D.Luckenbill. p.28-29 .

 [U9]D.Luckenbill. p.40

 [U10]Это предпологает, что нам рано или поздно придется столкнуться с необходимостьб выяснить кто именно были арамейцы и на каком они языке общались до вторжения семитских племен с Аравийского полуострова.

 [U11]Упреждая замечания оппонетов, мы согласимся, что это не единственная шероховатость, но и отметим также, что мы не склонны обходить вниманием какие-либо шероховатости и убеждены, что в свое время , в пределах данной статьи, сможем дать ответы на все возникающие вопросы. 

Протохананейские и протосинайские надписи













Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.