"Макарац" А.Ревазян - Лазурит - Камень шумерских цариц







МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Поиск

Пользовательский поиск

Facebook

Где купить книгу



Flag Counter



Лазурит - Камень шумерских цариц



Лазурит - камень шумерских цариц

 

«Лазурит бывает небесно-голубого цвета. Хорошим считается тот, который не имеет прожилок и белых пятен, в огне не меняет цвета и имеет золотые крапинки» - писал армянский историк XVII века Аракэл Даврижеци.1
Сегодня этот чудесный камень считается полудрагоценным, но в глубочайшей древности и по крайней мере вплоть   до XVII века он считался драгоценным.  « ...это подлинный драгоценный камень..» - свидетельствует Аракэл.
Еще за 2-3 тысячелетия до н.э, шумерские царицы гордо носили золотые украшения с лазуритом. Его цвет и золотые крапинки символизировали звездное небо и, видимо, считалось, что иметь при себе лазурит, это то же, что иметь в собственности частичку звездного неба. Даже в последний свой путь, царицы отправлялись в ювелирных украшениях с доминирующим присутствием  лазурита, при этом провожающие произносили заклинание: «Прекрасный твой лазурит да не расколет гранильщик в подземном мире!» («Нисхождение Иннин в подземный мир»)

В  крупном шумерском городе Ур  чтили лунного бога, изображаемого в виде быка с лазуритовой бородой.

В раскопанных в 20-ом веке  шумерских храмах, склепах, гробницах найдено множество изделий, настоящих произведений искусства, инкрустированных лазуритом, даже знаки владычества и суда в шумерских эпосах  дословно значили: «измерительная линейка из лазурита». И вот даже здесь мы способны посредством армянского языка пояснить действительное значение такого странного, на первый взгляд, явления, как то, что измерительная линейка является символом владычества и суда. Дело в том, что на армянский язык, слово "линейка” переводится как քանոն (qanawn), которое имеет и другое значение «канон, закон», поэтому не удивительно, что линейка является символом владычества и суда. Но почему же именно лазуритовая линейка? Да потому, что законы в Шумер прибывали оттуда же, откуда и лазурит...

Многие исследователи вполне обоснованно считают, что в шумерах лазурит ценился дороже всяких иных драгоценных камней. Но не только этим интересен этот  камень шумерских цариц.



Очень часто упоминаемый в шумерских эпических произведениях, он волей- неволей стал одним из главных указателей в проблеме исторического характера. Дело в том, что ни в самих Шумерах и нигде по соседству с ним добывать лазурит, да еще такого великолепного качества, не представлялось возможным. Из этих же произведений следует, что основными поставщиками обработанного лазурита в Шумер были жители Аратты. Где именно располагалась эта страна, до сих пор неизвестно. Предлагаются различные гипотезы и, как я уже говорил, одним из главных указателей для решения данной проблемы расматривается лазурит. Так, например, известно, что такой высококачественный лазурит можно добывать лишь  на севере Афганистана в Бадахшане и потому возникла гипотеза (автор В.И.Сирианиди), согласно которой Аратта располагалась именно там, на севере Афганистана. Эта гипотеза опирается в основном на строки из поэмы «Энмеркар и Верховный жрец Аратты», где буквально говорится следующее:  «..лазурит у его месторождений для нее [богини Иннин] собирают».

Однако по целому ряду причин эта гипотеза не находит подтверждений. Есть еще множество иных гипотез, в основном базирующихся на идее реэкспорта лазурита, однако в данной статье мы не считаем возможным и нужным их перечислять. Единственное, что точно следует из всего этого, это категорическое неприятие гипотезы (?!) согласно которой Аратта могла распологаться где-то на территории исторической Армении. Между тем, помимо всего прочего, о чем нам еще предстоит поговорить относительно этой проблемы, ученому миру все же придется обратить свое внимание на Армению как на страну где с древнейших времен было сильно развито производство лазурита. Если бы это было не так, то пришлось бы очень удивляться тому, почему же древнегреческие ученые  Теофраст и Плиний,2 в своих трудах называют лазурит «Армянским камнем». Такое положение дел возможно, лишь в том случае, если армяне уже за много веков до  Теофраста, то есть задолго до 4-го века до н.э,  монополизировали Теофрастсферы обработки и торговли лазуритом. Удивительно то, почему до сих пор этот факт не принимался во внимание...

Более того, по свидетельствам уже процитированного нами армянского историка Аракэла Даврижеци, мы можем проследить пути, по которым лазурит из Бадахшана попадал в Армению. Со знанием дела описывая характеристики качественного лазурита, Аракэл Даврижеци, пишет что этому качеству «соответствует исключительно камень, добываемый в рудниках Бадахшана.». О камнях из Каша и Шамишайде Аракэл отзывается пренебрежительно, называя их поддельными, в то время как о бадахшанском лазурите говорит с восхищением – " Это подлинный драгоценный камень!” и чуть дальше он произносит следующую, очень важную для нас фразу - "Мы получаем его от узбеков”, то есть тех самых коренных жителей Северного Афганистана. Фактически в XVII веке у армян еще существовали прямые торговые связи с одной из основных этнических групп населения Северного Афганистана, где и находится Бадахшан. Определенно можно сказать, что нет никаких оснований отрицать, что эта схема поставок бадахшанского лазурита была задействована с глубочайшей древности, еще во времена Шумер.

Далее Аракэл указывает на источник своих познаний в этой области. Им оказывается некий искусный и сведущий в грамоте священник Саргис из Дамаска - "из наших армян”, который занимался ремеслом брильянтщика, шлифовал и вправлял драгоценные камни, а также покупал и продавал их. И все же вернемся к шумерскому эпосу, где говорится о том, что аратты «..лазурит у его месторождений для нее [богини Иннин] собирают» и попробуем выяснить, следует ли понимать это выражение в буквальном смысле?

В другом месте поэмы рассказывается о том, что шумерский жрец Энмеркар, обращая свою мольбу к богине Иннин, произносит следующие слова -«Госпожа моя, Инанна, для Урука люди Арaтты золото, серебро для меня искусно пусть обработают», именно «обработают». Неужели аратты занимались и добычей и обработкой лазурита? Вполне возможно, но более реальным, особенно в свете всего вышесказанного,  мне видится , что непосредственного участия в добыче лазурита в месторождениях аратты не принимали. Как известно, любой подобный процесс импорта сопровождается необходимостью решения множества проблем, в частности, следует полагать, что для обеспечения поставок качественного лазурита, аратты отправляли в Бадахшан свои делегации, ведь приемка-сдача Плиний Старшийлазурита непосредственно на месте добычи позволяла бы исключить лишние расходы на перевозку негодного к обработке лазурита, а расходы, как следует полагать, были не малые, да и споры между экспортерами и импортерами относительно все того же качества таким образом исключались. Поэтому это было взаимовыгодно для обеих сторон и, возможно, именно об этом имели сведения шумеры, что и позволяло им говорить, что аратты собирают (забирают?) лазурит у его месторождений.

Так или иначе, любопытно, что лазурит, будучи одним из основных, если не главным указующим объектом для решения проблемы локализации Аратты, обнаруживается как объект внимания именно армянских ювелиров глубокой древности, о чем и свидетельствуют Теофраст и Плиний.

В свете всего вышесказанного, исследователям все-таки придется увидеть факт этимологического соответствия названий страны Аратта  и армянского слова «arat» (изобильный), полностью соответствующей представлениям шумер об Аратте, как стране во всех отношениях изобильной и богатой.

 В предыдущих главах, посвященных Богу Уту, Богине Иннин, БогуЗмее hАйя и дереву Кедр, мы привели целый ряд неопровержимых фактов, указывающих на Аратту как на колыбель армянской цивилизации, что же касается лазурита, то благодаря этому чудесному камню мы нашли еще одно дополнительное подтверждение безусловности представленной мною гипотезы и может быть славящимся по всему миру армянским ювелирам следует вновь обратить свое внимание на этот камень и восстановить  славу обработанного лазурита как камня Армянского?



 

1 Аракэл Даврижеци «Книга Историй о происшествиях в Армении, гаваре араратском и части гохтанского гавара в 1051-1111 гг. (1602-1662 гг) армянского летосчисления»

2 Теофраст (ок.372-ок.287 до н.э)- ученик Платона и Аристотеля. 

Плиний Старший (I в. н.э.) — римский ученый, погибший при извержении Везувия, составивший многотомную энциклопедию по естественным наукам «Historia naturalis».

















Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.