"Макарац" А.Ревазян - "Забыл я народ свой и дом отца своего"







МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Поиск

Пользовательский поиск

Facebook

Где купить книгу



Flag Counter



"Забыл я народ свой и дом отца своего"

                                  

«Забыл я народ свой и дом отца своего» [U1] 

 
Слушай, сын, тишину -
эту мертвую зыбь тишины,
где идут отголоски ко дну.
Тишину,где немеют сердца,
где не смеют поднять лица.

Ф.Г.Лорка "Тишина"

 

    Как ставили крест на прошлом  Сторонники гипотезы о существовании письменности в до христианской Армении топчутся на месте, стараясь сгладить острые углы, которые всякий раз выпирают при обсуждении роли христианской церкви в данном вопросе. Столь неоднозначная их позиция дает  противникам этой гипотезы возможность выталкивать сам вопрос за сферу серьезных научных обсуждений.

     В качестве одной из консенсуальных версий относительно исчезновения армянской до-христианской письменности приводится версия  о гибельном влиянии зороастризма[U2] , с разрушительной силой проникшего в Армению в правление первого царя Сасанидской династии Арташира (224-241) и его сына Шапуха I (241-272), в результате чего якобы имело место постепенное отступление от исконной армянской веры к зороастризму.  Указывается на приказ Арташира   о том, чтобы «Огонь Ормизда, что на вершине багины, находящейся в Багаване, неугасимо горел»[U3]  , а также на факт уничтожения Арташиром статуй, посвященных солнцу и луне, воздвигнутых царем Валаршаком Парфянином[U4] . 

      Все это призвано убедить читателя в том, что жесткость действий католикоса Григория[U5] , описываемых армянскими историками, была направлена против зороастрийцев и что к потере армянами письменности христианская церковь не имеет никакого отношения. Подобная попытка сглаживания острых углов понятна и все же не следует грешить перед историей, представляя безгрешными тех, кто когда-то имел неосторожность грешить. Ведь и сама церковь порицает больше за непокаяние,чем  за сам грех.

     Я придерживаюсь мнения, что сколь бы ни была велика  вина церкви, ее дальнейшая историческая роль, деятельность ее выдающихся представителей в сохранении армянской самобытности и самосознания огромна, ее роль в современном обществе неоценима и этого достаточно, чтобы всякий трезвомыслящий человек (верующий он или нет) отождествлял ее с теми крепостями, что были разрушены на самой заре христианизации. Нам лишь надо до конца разобраться в том верим ли мы Христу или мы верим в Христа, но чтобы понять эту разницу, нам еще предстоит отделить пшеницу от плевела и наконец повторить меткое замечание Макса Мюллера о том, «что христианство девятнадцатого века не есть христианство средних веков, и что христианство средних веков не было христианством первых Соборов; что христианство первых Соборов не было христианством апостолов, и что только то, что было сказано Христом, было хорошо сказано»[U6] .

    Было бы гораздо лучше, если бы на патриарших престолах восседали одни лишь искренние радетели того, ради чего  вера, собственно говоря, и  существует и которые нашли бы в себе силы признать истинность сказанного Еленой Блаватской - «Если человечество когда-то признавало какую-то истину и затем по слепоте самомнения отвергло ее, то возвращение к ее пониманию будет шагом вперед, а не назад!». И тогда, это были бы люди, которые,  признав прошлое, знали бы будущее и не водили бы нас по тропам полным терновников и колючих кустарников. Но история, как известно, не терпит сослагательных наклонений и потому, с некоторых пор, среди нас было немного пророков, и потому, с некоторых пор, мы много и часто ходили по этим тропам, сами себя доведя до полумертвого состояния...

И все же они были! Они жили и работали рядом с нами и ради нас так же невидимо, но гораздо более старательней, чем самая чудесная иммунная система.   Благодаря им инородные тела с разрушительной силой проникающие в нашу плоть и в наш организм, вдруг вместо разрушения начинали созидать. Они умели превращать яд в лекарство!

И вот теперь нам необходимо жить с тем что уже БЫЛО, рассказывая историю без утаивания, без исключений и без прикрас. Нам необходимо ясно понимать собственную историю и при этом твердо осознавать, что жить мы будем тем лучше, чем лучше знаем, понимаем и признаем собственную историю и совершенные в этой истории собственные ошибки, чем больше проявим готовности к переосмыслению и изменениям. Будем жить лучше тогда, когда зная многое будем во многом еще более разумны и осторожны, когда будем действовать так как действует имунная система, а не как склеротичная акушерка умудрившаяся выплеснуть на помойку не тольку грязную воду, но и ребенка. Мы будем жить лучше не тогда, когда зная историю без прикрас, станем проклинать наших прошлых, настоящих, потенциальных, вечных, достойных и недостойных противников, а когда найдем в себе силы на постоянное и массовое самосовершенствование.


 [U1]Перефраз Псалма 44 «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего».

 [U2]Версия о гибельном влиянии зороастризма принадлежит А.Мушегяну.

 [U3]"զհուրն որմզդական  որ ի վերայ բագնին որ ի Բագավան, անշէջ լուցանել «История» М.Хоренаци

 [U4]Валаршак  (Վաղարշակ)Парфянин  (117-140 гг.н.э)- основатель Вагаршапата (ныне Эчмиадзин)

 [U5]Григорий Просветитель – первый патриарх армян. История  происхождения и воцарения Григория Просветителя на армянском патриаршем престоле, изложена Агатангелосом (Агафангел). Согласно первому армянскому христианскому историку армянские цари династии Аршакуни вели упорную борьбу против козней и вторжений Сасанидского Ирана. Сасанид Арташир воцарился, убив парфянского (аршакидского) царя  Артавана. Армянский царь Хосров долгие годы вел победоносную войну против Арташира. Последний решил с помощью заговора убить Хосрова: он послал в Армению парфянина Анака, который, коварно сблизившись с Хосровом, убил его во время охоты. Возмущенные армянские нахарары истребили весь род Анака, а Арташир захватил Армению и убивал потомков Хосрова. Из уничтоженных родов спаслись лишь два младенца: сын Хосрова – Трдат и сын Анака – Григор (Григорий), которых тайно увезли в пределы Римской империи. Выросши, Трдат с помощью римлян  завладел отчим престолом, а Григор, получив в Кесарии христианское образование, решил искупить вину своего отца Анака, посвятив себя служению Трдату. В Армении Григор начал проповедовать христианство, за что его прозвали Просветителем. Царь Трдат, не будучи в состоянии отвратить его от новой религии, предав его долгим пыткам, бросил в глубокую яму (Хор-Вирап) близ древней столицы Арташата. В это время добрались до Великой Армении гонимые и бежавшие с запада девы-христианки, приютившиеся в давильнях на виноградниках близ столицы Вагаршапат. Армянский царь Трдат Аршакуни, прослышав о красоте одной из них, девы Рипсимэ, решил взять ее себе в жены. Целомудренная дева отказалась от предложения царя-язычника, но ее насильно увезли во дворец. Рипсимэ, укрепившись духом, противилась Трдату и, убежав из дворца, возвратилась снова в давильни. По приказу разъяренного царя красавицу Рипсимэ и ее спутниц предали мучительной смерти. Однако сопротивление и смерть Рипсимэ сильно подействовала на Трдата. В горе отправился он на охоту, чтобы забыться, но там его настигла кара: выпав из колесницы, он принял обличие кабана. Превратившегося в кабана царя смог исцелить лишь вызволенный из Хор-Вирапа Григор. Трдат принял христианство, а Григор стал первым патриархом армян. [Пересказ А.Тер-Гевондяна "Агатангелос" в книге "Видные деятели армянской культуры (V-XVII века) Ереван,1982 на рус.яз]

 [U6]Е.Блаватская «Разоблаченная Изида» т.II

 

Все представленные статьи сайта защищены "Законом об Авторском Праве". Убедительная просьба при цитировании ссылаться на сайт "Макарац".

 











Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.