Борхес рассказывает о некоем
Джоне Уилкинсе, как о человеке в крайней степени любознательном .
Судя по всему, сфера интересов Уилкинса, действительно была безгранична, а если быть точнее - Сфера
отсутствовала..
Его интересовали богословие,
криптография, музыка, создание прозрачных ульев, движение невидимой планеты,
возможность путешествия на Луну и еще Бог знает что,
о чем забыл упомянуть Борхес.
Поэтому не удивительно, что
статья посвященная Уилкинсу в Британской Энциклопедии, просто напросто была
исключена из нового издания. Строгие и серъезные
цензоры сочли Уилкинса за чудака и поставили на нем жирный крест,
тем самым выставляя напоказ свое отношение к чудакам на которых, как известно, держится
весь этот грешный
и
пропитанный слизью мракобесов
мир.
Борхес не стал потакать им, а
наоборот, словно назло и определенно в добро, решил увековечить
имя этого славного ученого.
Мы не знаем, удалось ли Уилкинсу
слетать на луну, прижились ли пчелы в прозрачных ульях, мы даже не можем
уяснить его отношение к року, но зато, человечеству в наследство, он
оставил большое in
cuarto, в 600 страниц, о возможностях и принципах
всемирного языка, под громким названием «An Essay Towards a Real Character and a Philosophical Language»,
которая увидела свет в 1668-ом году.
Как оказывается, почти за сорок
лет до этого, а точнеев 1629-ом, Декарт,
в каком-то письме, кому-то сообщал, что «с помощью десятичной цифровой системы
мы можем в один день научиться называть все количества вплоть до бесконечности
и записывать их на новом языке, языке цифр..», а потом предлагал создать, аналогичный
этому, всеобщий язык, который бы организовал
и охватил все человеческие мысли.
Знал ли Джон Уилкинс, что либо об
этом письме? Мы не можем ответить на этот вопрос и потому оставим эту загадку
решать тем, кому это под силу (при отдельном конечно условии, что найдутся те,
кому это интересно), а сами не будем наводить тень на плетень..
Важно то, что Уилкинс взялся за
дело столь же энергично, как за все остальные дела вместе взятые, включая
поездку на луну.
По словам Борхеса, он разделил
все в мире на 40 категорий, которые затем делились на «дифференции», а те в
свою очередь на «виды». Например: de означает стихию; deb-первую из стихий, огонь; deba-часть стихии огня, отдельное пламя и т.д.
Кто-то заметил, что этот язык
настолько прост, что дети могут очень быстро овладеть им, не подозревая
его искусственного происхождения.
Беда лишь в том, что средневековая
Инквизиция, в своих различных формах и повсеместных проявлениях, все же исполнила
возложенную на нее черную миссию. Она в конец добилась того, что большинство перестало осознавать необходимость
присутствия Высокого Искусства в предметах искусственного происхождения,
предпочитая ей милую сердцу плебея простоту веника и совка, не упоминая об Искусстве даже в
примечаниях. Не следует указывать мне на роскошные соборы с позолоченными
витиеватостями.. Внутри столь же пусто, сколь и в утробе старой католички,
самой себе, загодя, читающей заупокойную. Ведь и Леонардо утомляла работа церковного
живописца, понимание того, что его творениям заказано служить вуалью пустоты..
Искусство языка это ее философия, в философии ее цена. Без философии
язык по цене банана, еще ниже цена этого банана если банан
искусственный, да еще и без намека на искусство.
Джон Уилкинс не был гением, и
бросался он с дела на дело копируя Леонардо, но не понимая Леонардо.
Рассматривая разные предметы с разных сторон, он не мог увидеть глубину
предмета и высь предмета и именно поэтому его создание было мертворождено..
Однако это не мешает мне настоятельно
просить королеву распорядиться о включении
Джона Уилкинса в Британскую Энциклопедию (если бы я был государством, я
отправил бы Ее Величеству ноту) и
нет у меня никакой причины для иронии.. Нет и иронии!
Кто-то проведя 2000 неудачных
опытов в .............., объявил о сделанном им большом одолжении человечеству,
дескать теперь человечество избавилось от необходимости делать 2000 ошибок.
Язык, это предмет более
масштабный, чем ......................, и чтобы совершить 2000 ошибок,
необходимо 2000 жизней.
Джон Уилкинс первый среди тех, кто
совершил опыт создания искусственного языка ознаменовавшийся сокрушительным
провалом.. Может он и не первый кто создавал искусственный язык, но он первый,
кто когда-то заставил меня (пусть даже одного единственного человечка во
вселенной), задуматься над тем, чем на самом деле является язык.
Что бы я делал? Продолжал бы
возмущаться тому, что даже мухи возомнили себя ангелами и летают!?
А теперь я понял, что язык это таинство, душа
которого Философия и без которого ему не жить. И когда все кажется не так
и не к месту - то маки, то раки, то град, то виноград, с перениманиями и
переливаниями, Бог образует в этой среде организм уникального строения, со
своей собственной и неповторимой философией. Но она предрасположена гибнуть как
всякое живое..
Бывает и иное... Тогда среда не спонтанна и не из
хаоса рождаются порядки! Тогда зачем-то, почему-то и у кого-то обостряется
чувство справедливости и диктует – «Хаос не может быть началом и существовать
сам по себе! Разрушен порядок! Миссия человека в востановлении этого порядка, в
устранении той самой бабочки, с которой началось разрушение. О, Боже - в
Убийстве?»
Абсолют имеет дело уже со средой на
которой видны следы разума, пусть малого человеческого разума, но с
обязательным знаком + в сторону Абсолютного разума. Это огромный задел!
Сравните труд земледельца работающего на благородном черноземе с трудом его
коллеги из какой-нибудь пустыни.
- В мире существует искусственный язык, изучая
который ни дети, ни их родители не подозревают, его искусственного
происхождения, потому-что у него есть душа! [U19]
Можно представить себе поведение рядового
русского человека, которого бы Уилкинс стал просвещать о том, что de-стихия;
deb-огонь; deba-пламя и т.д. Через пару минут, работяга назвал бы
все это ученье Дребеденью и махнув рукой поспешил бы по своим делам... Тоже
самое случилось бы с Летелье, рискни он пристать к прохожему со своими «ab-млекопитающее;
abo-плотоядное; aboj-из семейства кошачьих; aboje-кошка»,
с той только лишь разницей, что на этот раз язык Летелье назвали бы Тарабарщиной,
а где то в Испании Абракадаброй..
Язык придуманный Бонифасио Сотоса Очандо, со
своими « bire-переплетчик; birer-переплетать», удостоился бы скорее всего
названия Барбарис. Близкого по звучанию названия, он бы удостоился в
Греции – «barbaros»...
Все это потому, что сама идея искусственного
языка, требует логического подхода, а логика действует от причины к следствию,
которая становится причиной, последующей следство-причины и т.д, таким образом
заставляя повторять и повторять одни и те же монотонные комбинации согласных и
гласных. Это только свиду, легко выучить, но на самом-то деле, однообразие
запутывает, точно как однообразный ландшафт пустыни... Если мы говорим о
существовании живого, действующего, искусственного языка, то в нем обязательно
должна существовать не только эта однообразная система , но и философская
система – заключенная в корень мудрость, как движущая сила...
И вот вся эта Дребедень, Тарабарщина,
Абракадабра, Барбарис и Барбарос, заставляет полагать, что никто из этих
просветителей не был первым, кто-то уже прошелся по этим весям до них и
более того, все эти слова и выражения настолько древние, что их колега по
цеху, должно быть проживал на самой заре цивилизации...
Арман Ревазян
1.Богословие
-философский анализ Божьего Слова, порицателями философии. 2. Богословие – прочтение Богу его прав и
обязанностей с отказом в праве молчания (применимо при аресте).
Вслед
за ним Очандо, Летелье, Шлейер, Пеано, Заменгофф, Лейбниц, Ньютон, все
трудились над созданием нового всемирного языка.
|