МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Facebook

ПОИСК










СТРУКТУРА, КОНЕЧНОСТЬ И БЕСКОНЕЧНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Конечность и бесконечность пространства и времени мы рассматриваем в аспекте структуры материи. Как уже отмечалось, объект есть качественно –определенная реальность. Гегель писал, что «...соотносящаяся сама с собой определенность есть единичность18».
Любое единичное существует для себя и для других, проявляет свою прерывность и непрерывность. Вместе с тем любое единичное обладает единичным пространством и единичным временем, которые также прерывные и непрерывные в силу природы единичного. Единичное, индивидуальное существует как качественная определенность, но это такая определенность, которая отрицается внутри себя и становится процессом. Становясь процессом, она выявляет себя как переходящее и донное устойчивое единичное , которое есть единство изменчивости и устойчивости. Это единичное изменяется в устойчивости и устойчиво в своей изменчивости, так что в каждый момент это реальное единичное, качественно определенное. Как таковое оно также качественно определенно пространством и временем. Единичное существует не только как качественно определенное, оно и количественно определенное.
Единичное характеризуется и в качестве его размерности – любое единичное есть размерное единичное. Размерность единичного – это одно свойство, оно имеет множество количественных свойств, совокупность их есть количество единичного. Качество и количество неразрывны в данном единичном. Поэтому получается односторонним рассмотрение единичного лишь в качестве количественного единичного.Метафизика абсолютизировала это свойство. Единичное как процесс существует в определенной мере. Выход из этой меры означает переход в другую меру, а значит в новое качество и количество. Это означает, что пространство и ремя тоже перешли в другую меру. Рни становятся пространством и временем другого единичного. Такова всеобщая природа материи. Единичное как таковое не есть абсолютно изолированное, оно связано с другими или дискретно и непрерывно. Единичное – элемент структуры, следовательно оно неразрывно связано со всеми элементами данной структуры, вследствие этого его индивидуальность или определенность – результат не только его самого, но и результат элементов структуры. Поэтому говорить о единичном как о само по себе существующем – абстракция, ибо как реальное оно раскрывает себя через другое, то есть в связях и отношениях с другими.
Совокупность единичных составляет бесконечность. Бесконечность – это всеобщее свойство движущейся материи. Бесконечная материя есть совокупность бесконечного множества конечных образований. Бесконечность, следовательно, представляет собой дискретность и непрерывность, то есть бесконечную прерывность и непрерывность. Бесконечность как дискретный процесс проявляется в единичных процессах, каждое единичное является единичным процессом. Но единичный процесс связан с другими процессами как элемент структуры, их всеобщность составляет бесконечный процесс материи, следовательно, она бесконечно движется. Бесконечность движения материи есть утверждение того, что она несотворима и неуничтожима. Ф.Энгельс писал в «Диалектике природы»; «И если далее материя противостоит нам как нечто данное, как нечто несотворимое и неуничтожимое, то отсюда следует, что и движение несотворимо и неуничтожимо»19. Из вышеизложенного следует, что конечное и бесконечное находятся в единстве, что без конечного не может быть бесконечности, конечные являются элементами бесконечности. Аристотель утверждал, что бесконечное не существует актуально, как бесконечное тело, воспринимается чувством, оно не является самостоятельным началом, но бесконечное не может существовать отдельно от определенных чувственных предметов. Оно существует потенциально; бесконечное есть движение и становится всегда иным20. Аристотель прав, когда говорит, что бесконечное – не чувственный предмет. Действительно, бесконечное невозможно воспринять посредством органов чувств. Но он не прав, когда говорит, что бесконечное существует потенциально. Бесконечная материя всегда актуальна, она всегда существует как реальная действительность. И в качестве таковой имеет бесконечную возможность рождать бесконечно конечные образования, т.е. обладает потенцией.
Материя вечно превращает свою возможность в действительность, вечно уничтожая свои действительные единичные, превращает их в возможность. Она существует благодаря бесконечному движению. Если конечные существуют со своим пространством и временем в пространстве и времени бесконечной материи, то бесконечная материя существует со свои пространством и временем. Последние, будучи ее атрибутами, через них бесконечны. Бесконечность пространства и времени обусловлена совокупностью пространства и времени конечных. Бесконечное пространство и время материи и конечные пространство и время конечных составляют единство. Бесконечные пространства и время находятся в конечных, а последние в бесконечных; они неразрывны и обуславливают друг друга. Здесь имеется в виду то, что бесконечное пространство и время имеют свою частичку в конкретных пространстве и времени, которые находятся в бесконечном пространстве и времени как их элементы. Любая структура материи всегда – ограниченное образование, то есть имеет границу, вне которой находятся другие образования; каждое из них является единичным, отдельным. Бесконечность не имеет никакой границы, она безгранично распространена. Безграничны и ее пространство и время: бесконечная материя существует своими бесконечными пространством и временем. Эти свойства материи нигде не кончаются и определяют ее как единую существующую, структурно-неопределенную, бесконечно-структурную. Бесконечность, составляющаяся из конечных, внутри себя имеет бесконечные структурные образования (элементы), поэтому она бесконечно структурна. Любой элемент бесконечности в самом себе бесконечен.
Эта бесконечность имеет двоякий смысл: во-первых, каждое единичное является в самом себе бесконечным, оно есть это, а не другое. Каждое единичное в себе есть целый мир, ибо имеет частички мира. Во-вторых, любое единичное бесконечно связано с другими единичными. Бесконечная материя бесконечна не только как бесконечно единая, она бесконечна во всех своих формах. Она бесконечна и в своем малом и в своем большом. В.И.Ленин писал: «Электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует»21. Бесконечное слагается из больших и малых структур, оно является их единством. Малые и большие структуры находятся друг в друге, малые в больших. Космические структуры образованы из элементарных частиц, поэтому структура находится в этих частицах, а частицы являются ее элементами. А.Эйнштейн, создавая общую теорию относительности, исследовал структуру Вселенной как целой и построил статистическую модель с целью показать возможность конечного пространства.
Эйнтейн заключил, что, начиная с Ньютона, пространство рассматривалось как бесконечное, но оно должно быть конечным, однако не должно быть ограниченным. Это означает, что руч света никогда не достигает никакой «границы» и в конце концов возвращается к начальному пункту. Многие решения уравнений Эйнштейна показывают, что Вселенная не может сохранять постоянные размеры или постоянно находиться в одном и том же состоянии и модель Эйнштейна не является вполне закрытой. «Внутреннее» пространство модели в действительности «окружено» «внешним» пространством, которое, в свою очередь, не обязательно замкнуто22. С большей степенью уверенности можно утверждать, что конечное пространство – это математическая абстракция. Всякая реальная система может лишь более или менее приближаться по своим свойствам к пространственной замкнутости. А.Л.Зельманов показал на примере построенных моделей, что конечность пространства в одной системе отсчета не исключает его бесконечности в другой системе23.
После того, как было открыто явление «красного смещения», была выдвинута гипотеза расширяющейся и при этом конечной Вселенной. Суть «красного смещения» заключается в следующем: спектральные линии явлений в спектре удаленных от нас галактик смещены к красному концу спектра или частота световых колебаний меньше обычной. Чем дальше от нас находятся галактики, тем больше это смещение. Наблюдая удаление галактик, физики Фердман и Леметр выдвинули теорию расширяющейся Вселенной. Аббат П.Леметр и А. Эддингтон утверждают, что вселенная не может пульсировать, что она всегда находилась в состоянии расширения и всегда будет находиться в расширении. Эта теория выдвигает пространственную ограниченность Вселенной и дополняется вздорным выводом о начале Вселенной во времени. Вселенная якобы когда-то имела меньший радиус, несколько миллиардов лет тому назад радиус ее должен был быть равен нулю или она должна была быть сконцетрирована в очень малом объеме. Вселенная имела первоначальное состояние «атома-отца» по аналогии с «богом-отцом». По мнению Леметра, это было началом Вселенной, а причину начала расширения ее Леметр, Эддингтон и другие видели в божественной воле. Эддингтон писал: «Я полагаю, что большинство из нас ни в какой мере не отвергает научное объяснение творения: возможно оно даже лучше прославит Бога, чем традиционное библийское сознание»24.
Он заключает, что вопрос о начале представляет непреодолимые трудности, ели открыто не признать его относящимся к области сверхъестественного25. Признание достижений науки в целях ее прмирения с религией было использовано папой Пием XII в речи, произнесенной 22 ноября 1951 г. в Папской Академии наук. Он закончил эту речь словами: «Таким образом, творение во времени, а поэтому и творец; и, следовательно, бог! Вот те слова – еще несовершенные и не совсем отчетливые, - которых мы требуем от науки и которых наше поколение ожидает от нее»26.
Допущение плотности материи во Вселенной, то есть ее однородности, конечности, в том числе и только расширяемости, как отмечают многие ученые, не соответствует фактам. Вселенная не является однородной, в ней нет однообразных систем, нет их однообразного распределения, следовательно, не существует единого для всей Вселенной пространства и единого времени. Вселенная состоит из множества галактик, входящих в структуру Метагалактики, по своей природе они отличаются друг от друга, поэтому имеют разные пространство и время. В структуре Вселенной происходят разнообразные процессы: часть ее расширяется, что проявляется в явлениях «красного смещения». Вселенная одновременно и конечна, и бесконечна. Конечна, ибо она есть определенное структурное образование; с другой стороны, в качестве структуры она входит в большую структуру материи как ее часть или элемент, связана с другими структурами, составляя непрерывность, при непрерывности же нет смысла говорить, где пространственная и временная граница. Некорректно ставить вопрос о том, что находится за Вселенной или что находится за конечным пространством? Так как пространство и время бесконечны, за каждым конечным есть другое конечное и бесконечное, поэтому конечное является лишь элементом этого бесконечного. Вселенная как элемент структуры материи бесконечна и, естесственно, что каждый ее элемент также бесконечен и конечен. Все бесконечные в бесконечном одновременно конечные как качественно определенные. Каждая галактика – качественно определенное образование, отличное от других, имеет свое движение, которое проявляется в самодвижении и движении перемещения, выступающем в качестве разрежения и приближения. В одном случае они приближаются друг к другу, в другом – разрежаются.
Это свойство Вселенной, ее бесконечный процесс, это ее способ существования. Этот процесс происходит в структуре Вселенной, следовательно, ненаучно представлять Вселенную возникшей из какого-то одного начала – она результат множества процессов самой Вселенной, которая в ходе своей эволюции и множества скачков образовала звезды, их скопления, скопления галактик в виде Метагалактики, то есть, иначе говоря, образовалась сама Вселенная. Материя не нуждается ни в чем, она создает все своим вечным движением, превращая одно в другое. Научно несостоятельно утверждение, что частицы, составляющие основу для возникновения разных структур, являются творениями бога.
Английский астроном Хойль писал: «Люди иногда спрашивают, откуда берется эта материя. Ниоткуда! Материя довольствуется тем, что возникает в готовом виде»27. По Хойлу, материя непрерывно творится, конечно, не без помощи бога. Резюмируя вышесказанное, отметим, что конечное и бесконечное находятся в неразрывном единстве. Бесконечное существует в совокупности конечных образований, оно является совокупностью бесконечностей. Совокупность эта не есть простая суммарность, а диалектическая взаимосвязанность, в которой элементы и конечны, и бесконечны. Они конечные, ибо относительно закрытые как определенные качества и количества; они бесконечные, ибо непрерывно связаны, и в этой связанности все границы «смешаны» благодаря их связанным полям. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Примечания

18 Гегель. Наука логики, т.3 М.,1972, стр.48.
19 К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.20, стр.392
20 Аристотель. Физика, стр.45-55
21 В.И.Ленин. Полн.собр. соч., т.18, стр.277.
22 См. Г.И.Наан. О бесконечности Вселенной. – «Вопросы философии», № 6, 1961, стр. 102.
23 См. «Философские проблемы современного естествознания». М., 1959, стр.437.
24 Цит. По кн.П.Лаберени. Происхождение миров, М., 1957, стр.202
25 См. там же, стр. 204.
26 См. там же, стр. 242, 250.
27 См.там же, стр. 218
Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.