|
Ашхар АмпарПлеяды в раннем армянском переводе библии (грабар) обозначаются как Bazmastexac (Բազմաստեղած) или Bazmastexani (Բազմաստեղանի), от арм.bazum "множество" и astx "звезда", то есть дословно "Многозвездие". Следует полагать, что изначально этим явно обобщающим словом обозначали созвездия и астеризмы, а вовсе не одно лишь скопление Плеяды, ведь трудно себе представить, чтобы древние армяне смотрели на небеса и среди бесконечного количества звезд видели одно лишь это звездное скопление. Для эпохи раннего христианства, когда наука была не в чести, когда с невероятным усердием разрушались и сжигались библиотеки, храмы науки и письменности, о чем нам красочно повествует летописец той эпохи Агатангелос (IV век н.э), не удивительно обнаружить среди переводчиков библии людей мало сведущих в астрономии. Однако, в таком случае, нам следует постараться выяснить как же на самом деле обозначалось скопление Плеяды в древней, дохристианской Армении. Казалось бы задача практически неразрешима, однако у Г.Ачаряна находим слово ampar (ամպար) и вот что он пишет об этом слове:
Во фрагменте о котором пишет Г.Ачарян, Алишан приводит высказывание вардапета[1] Вардана (ссылающегося на труд Егише “Толкование Книги Бытия”) о том, что помимо семи планет, существовало также Cемизвездие. И сразу за этим Алишан пишет – “Иной же вардапет, взяв это у того же Егише, это семизвездие называет Aмпар”.[2] Удивительно, но мы вновь говорим о семерке, точно так как это нам пришлось сделать говоря о слове Ашхар. Но помимо семерки, есть еще одно обстоятельство которое связывает слова Ампар и Ашхар! И это обстоятельство заключается в том, что оба слова имеют отношение к таким понятиям, как Государство и Держава. По поводу слова Ашхар уже был отмечен тот факт, что армянские летописцы, вместо слова erkir (երկիր) «страна» использовали слово Ašxarh (Աշխարհ) "мир" и тут двух мнений, как говорится, быть не может. Слово Ашхар однозначно имеет отношение к таким понятиям как Государство и Держава. Однако, что касается слова Ампар, то здесь нам придется вступить в противостояние с давно устоявшимся мнением, согласно которому латинское imperium «государство, империя», происходит от imperare «приказывать, повелевать», состоящего из in- «в» + parāre «готовить, подготовлять, устраивать, организовывать», которое в свою очередь происходит от реконструированного праиндоевропейского *perə-, гипотетической праформой которой являлась *pr̥ə. (*pr̥ə > *perə- > parāre > in parāre > imperare > imperium). Я утверждаю, что латинское imperium «государство, империя» возникло вовсе не в результате вышеприведенной трансформации, а является прямым перениманием армянского ampar (ամպար) "планета, семизвездие", причем последнее образовано от слияния арм.amp (ամպ) и par (պար). Слово amp (ամպ) в современной речи означает "облако, туча", однако, заметим, что этимология этого слова восходит к индоевропейскому *nbhó- [>др.инд.инд.nábhas "облако, небо, атмосфера"; слав.небо]. В свою очередь слово par (պար) имеет значения - 1. Танец, 2. Пляска, пляс, 3. Цепь, ряд, 4.Круг, Окружность. Когда мы смотрим на созвездия и астеризмы мы понимаем, что это совместные небесные хороводы или, иначе говоря, собравшиеся в ряд или круг звезды - amp-par. Известная склонность древних ученых проецировать на землю то, что на небесах, по всей видимости и создало такое понятие как Ампар «империя», только на земле вместо звезд в империи объединялись государственные образования. По всей видимости первые империи создавались не силой оружия, а в виде добровольных союзов в противодействие внешним угрозам. И что еще важно заметить – создается впечатление, что эти первые империи создавались под сенью жречества у которого существовал единый центр управления, точно так как ныне Ватикан является единым центром управления всего католического мира. Древний Мир был разделен на государства с жреческим управлением и государства отвергающие всякий диктат жречества. Понимание этого даст нам возможность закрасить верными цветами многие из белых пятен истории, однако это уже несколько иная тема к которой мы вернемся в другом месте. Таким образом мы находим довольно обоснованные положения согласно которым иероглиф [1] Арм.Вардапет – церковный учитель, наставник. [2] “Մոլորակաց ծանօթութիւնն շատ ի հնուց է, և աստեղաբաշխութեան մէջ ծանոթ ամեն ուսանողաց. մեր շատգէտ Վարդան վարդապետ (Պատմիչն) Եղիշէի Ծննդոց մեկնութենէն առած գրէ, թէ ”Ի վեր քան զեօթն մոլորակս` եօթն այլ աստղ կայ նշանավորք, յոյժ ցրտագոյն և ամենեւին սառնամանիք. և են ի մէջ մոլարից, և զհրաբորբոք ջերմոթիւն արփոյն` նոքա յինքեանս առնուն”: Ուրիշ վարդապետ մ’այլ նոյն Եղիշէէ առած` այս եօթն աստղերը Ամպար աստեղք կոչէ, որ թուի Անպար` այսինքն անշարժ, ինչպէս համարուի Բեւեռն:” – Г.Алишан “Древние Верования Армян”. Тип.Св.Лазаря. Венеция,1910 (на арм.яз). стр.123. [3] Ачарян.Г. Корневой словарь армянского языка. т.1. с.162 см.Джаукян.Г. Армянский этимологический словарь.2010. сп.1. стр.629
|