МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Поиск

Пользовательский поиск

Facebook

Где купить книгу

...



Flag Counter



Имена Богов

“Да откроет их Первый,  

Мудроумный и сведущий

да обмыслят их вместе!”

                    “Энума Элиш[i]

 

Прежде всего мы должны знать и понимать, что термин “аккадский бог” – условное определение. На территории Двуречья не было обнаружено ни одного семитского культа, и все известные нам аккадские (семитские) боги имеют шумерское происхождение.

Путаница возникает тогда, когда, принимая во внимание шумерское происхождение “аккадских”[ii] богов, вместе с тем утверждается, что “аккадские  боги” с давних пор отождествлены с шумерскими.

В древнейшем из известных нам списков богов из Фарры[iii] (ок. 26 в. до н.э.)  выделены шесть верховных богов раннешумерского пантеона – Энлиль, Ан, Иннин (Инанна), Энки, Нанна и Уту, которым  в аккадских источниках соответствуют Энлиль (Бэл), Ан (Ану, Анум), Иштар, hАйя (Эа), Син и Шамаш.

В.К. Афанасьева[iv], отмечая, что “семитские племена называли богов своих племен по большей части нарицательными именами”, и приводя в качестве примера имена Бэл и Иштар, именно в этом видит возможную причину необнаружения следов семитских культов[v].

Действительно, имя  Бэл, означавшее “господин”, “владыка” и относившееся к Энлилю, позднее употреблялось и для Мардука[vi], однако, что касается имени Иштар, приведенного Афанасьевой в качестве аналогии с Бэлом, с указанием значения “богиня” и утверждением, что это имя могло относиться к любой богине, то мы не согласимся, во-первых, из-за отсутствия подобных фактов, а во-вторых, подозревая, что под этим именем подразумевалась “главная женская Богиня”, а в шумерском пантеоне, помимо Иннин, нет богини, которая могла бы хоть как-то соперничать с Иннин по части приобщенности к происходящим действиям. Разве что злая Тиамат[vii], которая повержена и убита... Так что, скорее всего, Иштар – одно из нарицательных имен Иннин и ничье более.

Необходимо учесть, что все прочие имена, в том числе и шумерские, в любом случае являются именами нарицательными, как, например, Энки (Господин Земли) и  Ан (Небо).

Разница в том, что имя  Бэл – это лишь обобщенное понятие Верховный господин. Если Энки – бог земли, а Ан – бог неба, то Энлиль – это бог вообще, то есть  Бэл.

Здесь явно прослеживается тенденция к монотеизму, выражающаяся в стремлении выделить основного бога, и кажется, эта тенденция коренится не только в идеологии, но и в конфликтогенности общественно-политической ситуации, которая, не исключено, берет свое начало с банального противостояния на этнической почве (шумеры-аккадцы).

Позже мы сможем убедиться, что передача титула Бэл от Энлиля Мардуку произошла насильно, в ходе своеобразной гражданской войны между шумерами и семитами-аккадцами, которая и стала причиной исхода части семитских племен из Ура Халдейского.

Поэма “Энума Элиш”, способная удовлетворить наше любопытство по данному вопросу, датируется разными специалистами по-разному. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что она могла быть написана не ранее XVIII и не позднее XIV века до н.э.  Несмотря на то, что последняя датировка основана на стилистическом и филологическом анализе поэмы, осмелимся датировать создание оригинала поэмы концом XXII века до н.э., между 2160 и 2100 годами до н.э., то есть после падения аккадской династии Саргонидов[viii], в эпоху возрождения шумерского господства.

Чтобы не нарушить порядок изложения, обоснуем это утверждение позже, здесь же лишь отметим, что, на наш взгляд, основным доводом того, что поэма “Энума Элиш” написана в пределах  XVIII - XIV веков до н.э., является упоминание Вавилона как столицы. Мы считаем, что это является позднейшей вставкой, и первоначальным местом создания поэмы следует считать город Ур.

Для данной главы все же это не самое главное. Важно то, что в поэме “Энума Элиш” ярче всего проявляется традиция многоименности богов...

В   восхвалениях богу Мардуку написано:

Нам же, сколько бы имен мы ему ни давали, главное – он воистину бог наш! Назовем же 50 имен его ныне!.. Мардук, Марукка, Марутукку, Мертакушшу, Лугальдимеранки, Наделугальдимеранки, Асаллухи, Асаллухинамтила, Асалухинамру... Пятьюдесятью именами величая, великие боги пятьдесят имен нарекли, деяния его возгласили. Да удержат их, да откроет их Первый, Мудроумный и сведущий да обмыслят их вместе! Отец повторит их, да обучит сына...”...     

В этом эпосе на литературном уровне отражены более ранние, возможно, локально ограниченные, обычаи...”, - замечал Лео Оппенхейм.

 И действительно, совершенно невозможно предположить, что подобное множество имен свойственно лишь Мардуку, напротив, надо полагать, что эта традиция восходит к раннешумерскому периоду и касается  всех богов и богинь без исключения, в особенности в свете того, что в этой поэме приводится еще одно имя для Энки (Haya) – Нудиммуд. Заметьте, это настолько важно, что автор эпоса настоятельно советует своим читателям запомнить эти имена.

Подобное может происходить лишь тогда, когда существует какая-то причинная необходимость закрепить что-то в памяти последующих поколений. Cледует особенно внимательно отнестись к следующим словам из поэмы:

Воистину поделят богов  черноголовые между собою!

Нам же, сколько бы имен мы ему не давали,

 главное – он воистину бог наш!

Фактически здесь речь идет не только о том, что  то или иное “черноголовое” племя  было вольно выбирать себе верховного бога, но главным образом о том, что эти же черноголовые были вольны выбирать и произносить в своих молебнах любое из множества имен бога. Из всего вышесказанного следует, что нет причин разделять богов на шумерских или аккадских.

Мощная миграционная волна семитских племен с Аравийского полуострова, которая в конце IV тыс. до н.э. покрыла Шумеры и Аккад, сродни известному вторжению хеттов в Малую Азию, когда последние переняли у коренных жителей хаттов и их культуру, и их название, и пантеон. Разница есть, и она существенна, но в части, касающейся пантеона, дело обстояло именно так, и для подобного умозаключения, как мы увидим, есть веские основания.

Здесь же мы лишь утверждаем, что аккадцы воспользовались своим правом выбора и выбрали из ранее существова в ших шумерских списков те имена, которые предпочли. Позже мы, возможно, сумеем выяснить причину этих предпочтений.

Таким образом, мы говорим, что задолго до появления аккадцев Энки в Шумерах был  известен также и под именами hАйя и Нудиммуд, Иннин как Иштар,  Нанна как Син, а Уту – как Шамаш*.  Бэл стоит в стороне, и стоит он там не зря!

 

 

[i] Энума Элиш – или «О сотворении мира», cемь табличек с текстом, повествующим об устройстве мироздания, были найдены в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала. Относительно даты создания поэмы единого мнения не существует. Предполагают, что «Энума Элиш» написана в пределах  XVIII - XIV века до н.э.

[ii] Аккадский’ Akkadûm - от названия города Аккада, местоположение которого до сих пор неизвестно. Аккад являлся резиденцией основателя Аккадской династии, царя Саргона Древнего около 2300г. до н.э

[iii] Фарра – В 900 г. до н.э. город «Фарра» (Terah) назывался «Тил-Турахи» (Til-Turahi), что означает - руины Фарры

[iv] В.К.Афанасьева (р.1933)- канд. ист. наук. Научный сотрудник отдела Востока Гос. Эрмитажа.

[v] В. К. Афанасьева  История всемирной литературы. - Т. 1. - Наука, 1983. - С. 100-117

[vi] Мардук — первоначально, один из вторичных богов шумерского пантеона. Первые письменные упоминания о нем,  относятся к середине III тыс. до н. э., во время III династии Ура  он упоминается уже как покровитель Вавилона. С возвышением Вавилонского царства в XIXXVI вв. до н. э. Мардук постепенно занимает центральное место в иерархии богов и приобретает черты других божеств. Его супруга — богиня Царпанит, сын — Набу, главный вавилонский храм — Эсагила. Наиболее полно генеалогия Мардука представлена в  поэме «Энума Элиш» — он был сыном Haya(Эа) и Дамкины, внуком Аншар и Китар. Победитель Тиамат. По его замыслу бог Haya(Эа) сотворил человека. Начиная с XIV в. до н. э. в Ассирии Мардук постепенно сливается с местным богом Ашшуром. В нововавилонский период Мардук стал единой божественной силой, проявлявшей себя во множестве форм. Например, Нинурта — Мардук силы, Нергал — Мардук битвы, Энлиль — Мардук власти. Символом его был серповидный топор и дракон Мушхуш.

[vii] Тиамат – мать-богиня, прародительница богов шумерской мифологии. Супруга Абзу (Апсу). Одна из главных действующих лиц эпоса о сотворении мира «Энума Элиш».

[viii] Саргониды- основатель династии Саргон (Шаррукин) ок. 2341– падение 2160 год до н.э

 

 

 

 

 

 

 

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.