МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Поиск

Пользовательский поиск

Facebook

...



Flag Counter



Мовсес Сарафов

Богатый и влиятельный армянский предприниматель и негоциант, один из выдающихся представителей про­живавшей в России армянской буржуазии.

Выходец из Ирана, Сарафов, по переезде в Россию, занял вскоре видное положение среди зажиточных астраханских армянских купцов. В 1763 г. специальным указом было предписано отвести земли «армянину Моисею Сарафову, который обещал развести в Астраханской губернии сады для заведения шелкового завода», и выдать ему кредит в сумме 10000 рублей. В том же году «выехавшему из персидской области армянину Моисею Сарафову» было дано дозволенние «в постройке судов по Каспийскому морю». Когда же в дальнейшем астраханский губернатор, идя навстречу поже­ланиям русского купечества, сделал попытку отнять у него это право, то Канцелярией опекунства иностранных сразу же было предписано  губернатору,   «чтоб ему Сарафову в содержании судов никакого препятствия не чинить, но еще и оказывать ему в том   спомоществование».

Именно к этому «Мовсесу», как к одному из самых влиятель­ных армян, и обращался в 1767 г. католикос Симеон в связи с миссией посланного им в Россию монаха Давида. В эчмиадзинском архиве сохранилось также письмо астраханского епископа Степаноса от 1 мая 1767 г. с жалобой на ряд лиц, в том числе на «Мовсеса, сына Буниата». Из письма этого видно, какую вы­дающуюся роль последний играл в то время в Астрахани; он пользовался там таким влиянием, что решался даже выступать против местного армянского епископа и брать под свою защиту лиц,   которых   тот   преследовал.

Я сочел нужным привести несколько отрывков из великолепного романа  Эдуарда Авакяна "Одной жизни мало", свидетельствующих о беспредельной преданности Мовсеса Сарафова своему народу.  Эта книга о жизни Иосифа Эмина — деятеля армянского освободительного движения XVIII века. За свою полную приключениями жизнь он успел побывать в Европе и в России, в Турции и на Кавказе, был представлен ко двору в Петербурге, воевал на стороне англичан во время Семилетней войны и даже прожил среди кавказских горцев два года и вот Эмин приехал в Астрахань:

- «Не успели они войти в церковь, зажечь свечи, как почувствовали, что обращают на себя всеобщее внимание. Прихожане говорили на странном диалекте и откровенно рассматривали чужестранцев. В центре толпы стоял рослый мужчина в отличном европейском костюме и персидской шапке. Высокий рост, красивые усы, резкие, властные движения свидетельствовали о том, что это один из уважаемых людей города. Так оно и было. Когда он ушел, отдав какое-то распоряжение, к Эмину подошел мужчина и, поклонившись, сказал, что ага просит пожаловать к нему. Выяснилось, что ага — известный в городе и за его пределами Мовсес Сарафов. Он был родом из Персии и всего несколько лет как переехал в Астрахань. В городе у него торговый дом, а за пределами города он основал свои знаменитые шелковичные сады, заложив начало довольно выгодному шелкопрядильному производству, благодаря которому завоевал большую известность.... Встретиться с таким человеком, завоевать его симпатию для любого чужестранца было бы удачей. А для Эмина даже самая малая помощь его земляков была божьим даром. Желание познакомиться оказалось обоюдным. Сарафов мечтал встретить такого человека, как Эмин. Он не мог забыть живущего под пятой иноземцев -родного народа.

За очень короткое время после приезда из Персии Мовсес Сарафов стал душой армянской колонии Астрахани. Узнав историю жизни Эмина, познакомившись с его планами, Мовсес Сарафов посоветовал ему отправить с гонцом письма в Грузию и Арцах, дабы связать отпрысков Багратиони с армянскими меликами Арцаха. Поднять в Муше, Сасуне и Эрзеруме восстание и с помощью России сбросить мусульманское иго — такова была цель Эмина и его новых друзей.........

После отъезда Папа Эмин не сидел сложа рук. Познакомился с ремесленниками, оружейниками. Завоевав дружбу Мовсеса Сарафова, было нетрудно расположить к себе всю армянскую колонию Астрахани. Эмин олицетворял для ее членов дух свободолюбивой Армении. Но три месяца, которые он провел в Астрахани, прошли не напрасно. Многие молодые армяне, родившиеся на чужбине, носившие чужие фамилии, даже не знавшие армянского языка, загорелись желанием освободить свою страну, сбросить турецкое иго....» и далее отбытие Эмина из Астрахани: --«В тот день вся армянская колония Астрахани вышла на улицы города проводить Эмина. Каждый желал пожать руку «князю» и сказать ему «до свидания». Около тридцати армянских юношей, вооруженных и на конях (оружие и коней для них приобрел Мовсес Сарафов)...

Во дворе церкви Эмин легко вскочил на своего пегого в яблоках коня, который был приобретен на деньги Сарафова, и действительно по-княжески поехал впереди отряда. За ним следовал родственник и друг Мовсес Баграмян, также на прекрасном жеребце». Необходимо ведь и отметить, что патриотизм Сарафова не ограничивался одним лишь субсидированием. Миссия Эмина сама по себе была очень рискована и грозила многими неприятностями всем тем, кто с этим мог быть связан. Более того, в июле 1769 году именно Мовсес Сарафов представил русскому правительству проект освобождения армянских земель и воссоздания независимого армянского государства под покровительством России.

В докладной записке Сарафова предлагалось организовать воинский отряд из проживавших в России армян, а также вовлечь в войну против Турции армянских меликов. Далее указывалось, что военные действия следует начать с занятия Еревана, после чего двинуть русские, грузинские и армянские войска на Ахалцихе, Карс, Баязет и Ван. Предполагалось, что к войскам присоединятся многочисленные добровольцы из числа местных армян. После освобождения армянских земель предполагалось воссоздать независимое армянское царство...

 

В статье использованы материалы книг:

- А.Иоаннисян «Иосиф Эмин»

- Э.Авагян «Одной жизни мало»

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.