МАКАРАЦ

 Арман Ревазян
Вы вошли как:- Гость | Группа "Гости"Приветствую! Гость

Поиск

Пользовательский поиск

Facebook

...



Flag Counter



Каталог статей

Главная » Статьи » Арменоведение


Лазурит


 

Армянский камень узбеков.

 

«Лазурит, бывает небесно-голубого цвета. Хорошим считается тот, который не имеет прожилок и белых пятен, в огне не меняет цвета и имеет золотые крапинки» - писал армянский историк 17 века Аракел Даврижеци. Сегодня, этот чудесный камень стоит совсем недорого, но в глубочайшей древности и по крайней мере вплоть   до 17-ого века он считался драгоценным.  « ...это подлинный драгоценный камень..» - свидетельствует Аракел.

Еще за 2-3 тыс. до н.э, в Шумерах, золотые украшения с лазуритом считались символом царственности. Его цвет и золотые крапинки символизировали звездное небо. По всей видимости считалось, что иметь при себе лазурит, это тоже, что иметь в собственности частичку звездного неба. Даже в последний свой путь, царицы отправлялись в ювелирных украшениях с доминирующим присутствием  лазурита, при этом провожающие произносили заклинание: «Прекрасный твой лазурит да не расколет гранильщик в подземном мире!».

В  крупном шумерском городе Ур,  чтили лунного бога изображаемого в виде быка с лазуритовой бородой. В раскопанных археологами шумерских храмах, склепах, гробницах найдено множество изделий, настоящих произведений искусства, инструктированных лазуритом, даже знаки владычества и суда, в шумерских эпосах,  дословно переводятся как: - «измерительная линейка из лазурита».

Многие исследователи, вполне обоснованно, считают, что в шумерах лазурит ценился больше, чем всякие иные драгоценные камни.

Очень часто упоминаемая в шумерских эпических произведениях, она волей неволей стала одним из главных указателей в проблеме исторического характера. Дело в том, что ни в самих Шумерах и нигде по соседству с ней добывать лазурит невозможно.

Из этих же произведений следует, что поставщиками обработанного лазурита в Шумер, были жители некой богатой, изобильной и цивилизованной страны Аратты.

Расположение Аратты на карте древнего мира является предметом самых что ни на есть жарких споров.

Предлагаются различные гипотезы и, вот как раз, одним из главных указателей для решения данной проблемы расматривается лазурит. Известно, что такой высококачественный лазурит можно добывать лишь  на севере Афганистана в провинции Бадахшан и потому возникла гипотеза (автор В.И.Сирианиди) согласно которой Аратта распологалась именно там на севере Афганистана.

Эта гипотеза опирается на строки из поэмы «Энмеркар и Верховный жрец Аратты», где буквально говорится следующее - «..лазурит у его месторождений для нее [богини Иннин] собирают». Однако по целому ряду причин эта гипотеза не находит подтверждений. Есть еще множество иных гипотез, в основном базирующихся на идее реэкспорта лазурита, однако в данной статье мы не считаем возможным и нужным их перечислять.

Единственное, что точно следует из всего этого, это категорическое неприятие гипотезы (?!) согласно которой Аратта могла распологаться где-то на территории исторической Армении. Между тем, помимо всего прочего, о чем нам еще предстоит поговорить относительно этой проблемы, ученому миру все же придется обратить свое внимание на Армению, как на страну где с древнейших времен было сильно развито производство лазурита. Если бы это было не так, то пришлось бы сильно удивляться тому, как именно древние греки привыкли называть лазурит, а называли они ее,  не иначе как - «Армянский камень».

Такое положение дел возможно, только лишь в том случае, если армяне на протяжении долгих веков монополизировали сферы обработки и торговли лазуритом. Необходимо также учесть, что ювелирное дело, это одно из тех сфер деятельности, где ревностно сохраняются секреты профессии и эти секреты передаются по наследству от отца к сыну и  далее, таким образом было бы нелепо утверждать, что секреты гранильщиков лазурита армянами были переняты.  

Все это ясно и понятно, но все же откуда тогда у армян  лазурит?

Оказывается, что по свидетельствам уже процитированного нами армянского историка Аракела Даврижеци, мы можем проследить пути по которым лазурит из Бадахшана попадал в Армению. Со знанием дела описывая характеристики качественного лазурита, Аракел Даврижеци пишет, что этому качеству «соответствует исключительно камень добываемый в рудниках Бадахшана.» и чуть дальше он произносит следующую, очень важную для исследователя фразу - "Мы получаем его от узбеков”.

Фактически в 17-ом веке у армян существовали или точнее, продолжали существовать прямые торговые связи с одной из основных этнических групп населения Северного Афганистана, где и находится Бадахшан. Определенно можно сказать, что нет совершенно никаких поводов и оснований отрицать, что эта  схема поставок бадахшанского лазурита была задействована в глубочайшей древности, еще во времена Аратты и Шумер и продолжалась до 17-го века.

Далее Аракел указывает на источник своих познаний в этой области. Им оказывается некий искуссный и сведущий в грамоте священник Саргис из Дамаска - "из наших армян”, который занимался ремеслом брильянтщика, шлифовал и вправлял драгоценные камни, а также покупал и продавал их.

Вернемся к шумерскому эпосу, где говорится о том, что аратты «..лазурит у его месторождений для нее [богини Иннин] собирают» и попробуем выяснить буквально ли следует понимать это выражение? Это следует сделать по той простой причине, что именно этот фрагмент служит поводом для утверждения того, что аратта распологалась на территории Афганистана. В другом месте поэмы рассказывается о том, что шумерский жрец Энмеркар обращая свою мольбу к богине Иннин, произносит следующее словосочетание -«Госпожа моя, Инанна, для Урука люди Арaтты золото, серебро для меня искуссно пусть обработают», именно «обработают». Неужели аратты занимались и добычей и обработкой лазурита? Вполне возможно, но более реальным, особенно в свете всего вышесказанного,  мне видится , что непосредственного участия в добыче лазурита в месторождениях, аратты не принимали. Как известно, любой подобный процесс импорта, сопровождается необходимостью решения множества проблем, в частности следует полагать, что для обеспечения поставок качественного лазурита, аратты отправляли в Бадахшан свои делегации, ведь приемка-сдача лазурита непосредственно на месте добычи, позволяла бы исключить лишние расходы на перевозку негодного к обработке лазурита, а расходы, как следует полагать были не малые, да и споры между экспортерами и импортерами относительно все того же качества, таким образом исключались. Поэтому это было взаимовыгодно обеим сторонам и возможно именно об этом имели сведения шумеры, что и позволяло им говорить, что аратты собирают (забирают?) лазурит у его месторождений.

Так или иначе, любопытно то, что лазурит, будучи одним из основных, если не главным указующим объектом для решения проблемы локализации Аратты, обнаруживается как объект внимания именно армянских ювелиров глубокой древности.

В свете всего вышесказанного по крайней мере удивительно то, что современные шумерологи занятые поисками Аратты, этого в упор не видят, как собственно не видят и созвучия этого названия с армянским словом «arat» (изобильный), которое кстати говоря полностью соответствует описанию этой страны, и созвучия с названием горы Арарат.

Между тем, нам здесь и сейчас важнее отметить, что по крайней мере сам лазурит, не может рассматриваться как предмет свидетельствующий в пользу тех гипотез, которые не рассматривают Армению, как возможную территорию локализации Аратты. Что же касается тех свидетельств, которые найдены в шумерских эпосах и которые якобы свидетельствуют не в пользу Армении у автора этой статьи существуют веские причины подвергнуть их сомнению (в частности по качеству перевода), что собственно и будет сделано в следующей статье, к этому следует добавить, что мы приведем цитаты из тех же шумерских мифов, которые без всякого сомнения указывают на территорию Армянского нагорья.    

 

Арман Ревазян

 






Категория: Арменоведение | Добавил: arevazian (18.02.2010) E
Просмотров: 1386 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright © 2009-2012 Arman Karleni Revazian, Erevan, Armenia. All Rights Reserved.