Об истоках доисторического армянского эпоса «Цовинар» и смежных вопросах
По ходу исследований с целью
восстановления дохристианского, а точнее, доисторического, а не
языческого, как обычно принято характеризовать дохристианскую эпоху,
армянского эпоса «Цовинар» непроизвольно возникают вопросы, корни
которых уходят в мифологию, поскольку наука на них ответить не может и
самое большее в качестве ответа предлагает всего лишь версии, которые
столь же достоверны, сколь и сами мифы, и верить или не верить им –
всего лишь вопрос восприятия. В то же время известно, что любая гипотеза
имеет право на существование до тех пор, пока наука не доказала ее
несостоятельность. Скажу сразу, что моя задача состоит вовсе не в том,
чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу либо выразить
сомнение в жизнетворящем могуществе Бога-Творца, ибо я безоговорочно
верю в жизнетворящую силу и всемогущество Творца.
Вопрос лежит в несколько другом
измерении, в другой плоскости: изложение космогонического мифа, с
которого начинается Священное Писание, оставляет такое впечатление,
будто начинали его с некоего пустого места, словно бы недоговаривая
что-то. Тот или те, кто записывал эту историю, ни словом не обмолвились о
том, что за тьма царила над бездной, что это были за воды, над которыми
носился единственный на тот момент Свет, который был Духом Божьим или
его Оком, и что именно он искал. Совершенно очевидно, что существовала
своеобразная предыстория, которую пропустили или проигнорировали
составители Библии, решив представить начало новой жизни как творение с
нуля, как изначальное сотворение. Именно поэтому совершенно спонтанно
появляется стремление вычленить из мифа некую его логичную изначальную
реальность.
Вот так. Ну а если то был самый первый
Великий потоп, который Бог вынужден был наслать, дабы искоренить всю ту
жизнь, которая стала воистину невыносимой, как и та, что связана с
историей уже Ноя? Я считаю вполне возможным существование на Земле
какой-то другой, более древней, условно говоря, цивилизации, которая
развивалась по дороге «самоедства», и ученые, обнаруживая ныне ее
реальные следы и не находя никаких достоверных объяснений, вынуждены
строить всевозможные гипотезы, помещая все это в поле необъяснимого и
неведомого, а связанные с ними мифы и легенды загоняют поглубже в
подсознание. А ведь если признать, что то был первый Великий потоп, то и
падающие с неба камни, и поднимающиеся с земли тучи пыли, столбы огня и
чудовищные волны являются совершенно достоверной картиной той самой
«тьмы над бездной», о которой повествует Священное Писание. Если
согласиться с этим, то опять же мы со всей очевидностью поймем, что
некогда мир так же был населен сотворенными Богом-Творцом всевозможными
летающими, ползающими и шагающими тварями – разными динозаврами,
ихтиозаврами, циклопами и всякими другими… Эти громадные и чудовищные
монстры были наделены невероятной силой — может быть, чтобы уметь
противостоять природным стихиям, однако возникшие, в конце концов, между
ними битвы и войны привели их к самоуничтожению.
Тут может возникнуть вопрос: наделил ли
их творец разумом? Разбросанные во всех уголках мира циклопические
сооружения свидетельствуют: да, они обладали кое-каким умом, поскольку
безмозглые твари не в состоянии возводить такие сооружения. Наблюдая за
потугами современных стран и людей мира достичь силовой, военной и
материальной гегемонии над всеми остальными, а также помня о бесславном
конце тех монстров, позволю себе предположить, что ими руководила не
столько мысль, сколько многократно превосходящая эту самую мысль
физическая сила. Именно она не позволила уму перерасти в разум. На пути
решения многочисленных проблем в смысле надежного будущего это понимание
способно открыть перед современной наукой не то что новые двери, а
целые ворота!
Итак, после того самого первого Великого
потопа земля была безвидна и пуста, а над водой носился и что-то искал
Дух Божий, он же – Око Бога. Так что же он искал? И сказал Бог: да будет
свет. И стал свет. И осветились все темные воды, и первым делом увидел
Бог богиню вод Цовинар, что зачала от воды и родила на свет Божий двух
сыновей.
Вот здесь и лежит начало древнейшего армянского эпоса, именно здесь — в истоках новой жизни и сотворения мира.
И когда увидел Господь Цовинар и ее
сыновей, то возрадовался и возликовал Его Дух и изрек: на сей раз
Началом жизни будет Вода! И дала Цовинар имена сыновьям: назвала одного
Санасар, а другого – Багдасар. А после того, как обустроил Бог в порядок
твердь земную, сделал Он все то, что мы знаем. И когда приступил Творец
к созданию человека, попросила Цовинар Всевышнего, чтобы на сей раз не
заселял Он землю чудовищами неприглядными, агрессивными монстрами и
циклопами, а сотворил человека по образу Своему, ибо не существует в
мире более прекрасного и совершенного существа, нежели Он. И еще
попросила она вложить в человека частичку божественного света и души и
пробудить в человеке мысль, которая изначально и извечно будет служить
созданной Им бессмертной и совершенной гармонии. По сердцу пришлась
Творцу просьба богини вод, и создал Он человека земного, сделав главной
основой его сути Воду – первоэлемент Цовинар…
После этого облек Он плотью
Санасара и Багдасара и поставил их в самом центре Араратской равнины и
ласково назвал их – Сис и Масис. И сказал он Цовинар: о царица вод,
поскольку Санасар твой по имени своему уже есть Сурб Сар – Святая Гора,
то трон мой на земле будет покоиться на его плечах, а люди, сотворенные
мной, заселят всю страну у ног его и распространятся по всему миру!
Ну, у нынешних журнализдов с "логичной изначальной реальностью", в общем-то, постоянно огромные проблемы... Закон сохранения массы вещества написан явно не для них.